ПАМЯТЬ, НЕ ЗНАЮЩАЯ ПОКОЯ ОТ РАЗРУШЕНИЯ ПРИРОДЫ И РАЗРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ ( по рассказу В.Астафьева «Хвостик»)
Задача урока
- вспомнить произведения В.П.Астафьева, выстроить горизонталь;
- научиться «видеть, слышать, читать» текст;
- осмыслить рассказ.
Эпиграф
Зачем же история эта тихо и отдельно ото всего живет во мне и жжет мое сердце.
В. Астафьев
Виктор Петрович Астафьев
Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?
Кто же для нас В.П.Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне .
Словарная работа
Затесь (обл.) – затёс, метка, зарубка на деревьях.
Символ – художественный образ, с наибольшей выразительностью определяющий идею какого-либо явления.
Градация – расположение слов в порядке усиливающегося (уменьшающегося) значения.
Дисгармония ( книж .) – несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-либо.
Рассказ «Хвостик»
Смеётся,
заливается,
хохочет
мальчик
(градация)
Овсянский остров
Пейзаж
В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена.
ГЭС
Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода
Пейзаж
Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглилась, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по подолью бывшего острова.
Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были – уже не найти. Нынче сооружён здесь деревянный причал. В субботу и воскресенье – пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
Дачники
Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощ, цветы, ягоды.
Жизнерадостный народ
… еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто не сравнится с высшим существом не может – ни птица, ни зверь… Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене – гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит – ведь они приехали отдыхать от трудов.
Пейзаж
Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожжённое…
«Отклик»
Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
- Что же ты смеёшься, мальчик?!
- Хво…хво…хвостик!
Своеобразие произведения
- Тема - памяти.
- Основная мысль – равнодушие, жестокость, разрушение природы, нравственности, человека в человеке.
- Многосмысловое название рассказа по принципу айсберга.
- Стилевой приём – градация.
- Двухчастная несоразмерная линейная композиция, построенная на антитезе.
- Разная роль многоточия.
- Движение – пространство постепенно сужается.
- Отсутствие положительного героя.
- Четко выраженная авторская позиция.
- Сочетание метафор, эпитетов со сниженной лексикой.
Правило четырех «СО»
- Сожалеть,
- Сочувствовать,
- Сострадать,
- Сопереживать.
Домашнее задание
Выбери одно задание
- 1. Видеома.
- 2. Сочинение-миниатюра «Мои затеси»
- 3. Какой нравственный урок (уроки) вы получили?
- 4. Подобрать свой эпиграф и концовку в форме цитат, аргументировать свой выбор.