СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку в 6 классе»

  Урок русского языка в 6 классе «Устаревшие слова»

Урок русского языка в 6 классе

«Устаревшие слова»

 Цель: познакомиться с понятием устаревшие слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов . Задачи:  знакомство с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке; правильно объяснять значение этих слов и употреблять их; пользоваться толковым словарем; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, готовность открыто выражать свою позицию на уроке, адекватная самооценка, развитие устной речи, расширение кругозора. умение строить устные высказывания; поиск и выделение необходимой информации; умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.

Цель: познакомиться с понятием устаревшие слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов .

Задачи:

  • знакомство с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке; правильно объяснять значение этих слов и употреблять их; пользоваться толковым словарем;
  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному

материалу, готовность открыто выражать свою позицию на уроке, адекватная

самооценка, развитие устной речи, расширение кругозора.

  • умение строить устные высказывания; поиск и выделение необходимой

информации;

  • умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог;

сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.

 Они во мне звучат едва-едва, Старинные, забытые слова.  «Долонь», «десница», «выя», «рамена»,  Как некогда в иные времена…   В. Перкин. «Старинные слова».

Они во мне звучат едва-едва, Старинные, забытые слова. «Долонь», «десница», «выя», «рамена», Как некогда в иные времена… В. Перкин. «Старинные слова».

Тема: Устаревшие слова Цели: 1) Познакомиться с понятием… 2) Учиться отличать…

Тема: Устаревшие слова

Цели:

1) Познакомиться с понятием…

2) Учиться отличать…

V «галочкой» помечается то, что уже известно; - знаком «минус» помечается то, что является новым; + знаком «плюс» помечается то, что является интересным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
  • V «галочкой» помечается то, что уже известно;
  • - знаком «минус» помечается то, что является

новым;

  • + знаком «плюс» помечается то, что является

интересным;

  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то

неясно, возникло желание узнать больше.

Устаревшими называются слова, которые ушли из активного повседневного употребления.

Устаревшими называются слова, которые ушли из активного повседневного употребления.

Устаревшие слова Историзмы- это слова, называющие предметы или явления, не существующие в современной жизни.  Примеры: боярин, гусар, витязь. Архаизмы – это слова, называющие по-старому существующие в современной жизни предметы или явления.  Примеры: ланиты, чертог.

Устаревшие слова

Историзмы- это слова, называющие предметы или явления, не существующие в современной жизни. Примеры: боярин, гусар, витязь.

Архаизмы – это слова, называющие по-старому существующие в современной жизни предметы или явления. Примеры: ланиты, чертог.

Историзмы  - это слова, обозначающие предметы и явления, которые вышли из повседневного употребления и уже не используются современным носителем русского языка как реальная часть его повседневной жизни.  городовой ямщик сокольничий картуз

Историзмы - это слова, обозначающие предметы и явления, которые вышли из повседневного употребления и уже не используются современным носителем русского языка как реальная часть его повседневной жизни.

городовой

ямщик

сокольничий

картуз

Названия старинной одежды : зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун, треуголка … Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна… Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог … Названия должностных лиц: городовой , наместник, приказчик, урядник… Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог… Административные названия: волость, уезд, околоток…
  • Названия старинной одежды : зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун, треуголка …
  • Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна…
  • Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог …
  • Названия должностных лиц: городовой , наместник, приказчик, урядник…
  • Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог…
  • Административные названия: волость, уезд, околоток…
Архаизмы (от греч. archaios — древний) — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми.  Все они имеют синонимы в современном русском языке.

Архаизмы (от греч. archaios — древний) — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми. Все они имеют синонимы в современном русском языке.

  Взаимопроверка     историзмы архаизмы терем бает душегрейка персты царица очи воеводы царевич

Взаимопроверка

историзмы

архаизмы

терем

бает

душегрейка

персты

царица

очи

воеводы

царевич

Объяснить схему ла оло глава - голова ра оро вран – ворон  Замените архаизмы однокоренными словами с полногласием из текста с карточки: врата, злато, драгоценный.

Объяснить схему

  • ла оло глава - голова
  • ра оро вран – ворон

Замените архаизмы однокоренными словами с полногласием из текста с карточки: врата, злато, драгоценный.

    Физминутка  Встаньте прямо. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу.  Пощелкайте перстами. Улыбнитесь устами. Наклоните выю вперёд, назад.  Погладьте свои ланиты. Ударьте дланью о долонь. Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

Физминутка Встаньте прямо. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Пощелкайте перстами. Улыбнитесь устами. Наклоните выю вперёд, назад. Погладьте свои ланиты. Ударьте дланью о долонь. Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

Чему мы научились на уроке? Какие цели мы ставили в начале урока, и удалось ли их достигнуть? - Где мы можем применить наши знания?

Чему мы научились на уроке?

  • Какие цели мы ставили в начале урока, и удалось ли их достигнуть?

- Где мы можем применить наши знания?

  Вельми радовали днесь  мя отроки, понеже зело  ведаю и зрю усердие  ваше. Благодарствуйте.

Вельми радовали днесь

мя отроки, понеже зело

ведаю и зрю усердие

ваше. Благодарствуйте.