Презентация по теме: «Эффективные методы и приёмы формирования навыка чтения»
Подготовила студентка Ш-41 группы
Никипорец Олеся
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является фундаментом всего последующего образования.
Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4 составляющие:
- осознанное чтение
- правильное ( безошибочное ) чтение
- выразительное чтение
- темп (скорость) чтения.
Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника .
- Используются следующие приёмы:
1. ответы на вопросы;
2. составление вопросов к тексту;
3. различные пересказы ( полные, краткие, творческие- придумать свою концовку)
4. Пересказ
Пересказу надо учить( речь детей очень корявая, жесты заменяют слова у детей)
Сначала: пересказ по вопросам - по плану - с опорными словами - по самостоятельно составленному плану.
Далее связь с русским языком: - свободные диктанты
- изложения
- сочинения
Этому способствует тетрадь по чтению у Р.Н.Бунеева, где автор предлагает систему заданий по выработке осознанности чтения)
5. Выразительность чтения
1) Образец чтения учителя;
2) Работа с партитурой текста:
- учить ставить логическое ударение (т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой);
- учить ставить паузы логические, ритмические : малые, / средние, / большие и психологические - перед словами, передающими напряжение;
- интонация голоса: повышение голоса / понижение, монотон - темп отмечать сбоку справа (1,2 строка- строго, умеренный темп 3,4 строка- радостно, средний темп)
Сначала расставить партитуру, потом читать.
Практиковать эту работу на уроке 1 раз в 2 недели.
6. Темп чтения
а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)
б ) чтение парами ( в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.)
в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)
г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти )
д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе).
Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 2-3 недели.
е) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).
ж) зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти ( целая система )
з ) домашнее чтение 3 порциями по 10-15 минут через 1-1,5часа ещё раз и перед сном.
Методика Эдегей
На протяжении многих лет её применяет Акимова Н.Б. и Семёнова И.А., учителя гимназии ( показ книги)
В основе методики - АНАГРАММЫ (отдельные слова типа ЕПХУТ и тексты). Разработаны 3 набора слов, где нужно переставить буквы местами, по частям речи: существительные, прилагательные ,глаголы. И тексты, начиная с 2-3 простых предложений и заканчивая более сложными текстами с объёмом в 6-7 предложений.
Методика Е.В. Заика
Журнал «Вопросы психологии №6 1995. Статья «Формирование навыка чтения у младших школьников».
Предусматривает занятия с группой детей из 3-4 человек.
Периодичность: ежедневно, через день, 2 раза в день.
Продолжительность занятий: от 5-10 до 30 минут.
Срок занятий, обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7 недель.
В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, некоторые из них:
- чтение строчек наоборот по словам;
- чтение строчек наоборот по буквам;
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова)
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.
Контроль:
- Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 2-3 страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически.
Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка
- тетрадь учёта домашнего чтения ( рекомендована Зайцевым)
- самозамеры
- колоссальная работа учителя с родителями ( родителям некогда, компьютеры и телесериалы заменили книги)
- должен быть пример родителей, читающих книги (если ребёнок не видит читающих родителей, то откуда у него возникнет желание читать).
Интерес к чтению
- литературные праздники, викторины;
- инсценирование, драматизация;
- просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу;
- посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед;
- тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей;
- создание рукописного журнала «Звонок»;
- создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки );
- работа с логопедом ( ребёнок не может читать из-за логопедических нарушений)