СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: «Эффективные методы и приёмы формирования навыка чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по формированию навыков чтения

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: «Эффективные методы и приёмы формирования навыка чтения»»

Презентация по теме: «Эффективные методы и приёмы формирования навыка чтения» Подготовила студентка Ш-41 группы Никипорец Олеся

Презентация по теме: «Эффективные методы и приёмы формирования навыка чтения»

Подготовила студентка Ш-41 группы

Никипорец Олеся

 Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является фундаментом всего последующего образования.

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является фундаментом всего последующего образования.

Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4 составляющие:  осознанное чтение  правильное ( безошибочное ) чтение  выразительное чтение  темп (скорость) чтения.

Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4 составляющие:

  • осознанное чтение
  • правильное ( безошибочное ) чтение
  • выразительное чтение
  • темп (скорость) чтения.
Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника . Используются следующие приёмы: 1. ответы на вопросы; 2. составление вопросов к тексту; 3. различные пересказы ( полные, краткие, творческие- придумать свою концовку)

Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника .

  • Используются следующие приёмы:

1. ответы на вопросы;

2. составление вопросов к тексту;

3. различные пересказы ( полные, краткие, творческие- придумать свою концовку)

4. Пересказ Пересказу надо учить( речь детей очень корявая, жесты заменяют слова у детей) Сначала: пересказ по вопросам - по плану - с опорными словами - по самостоятельно составленному плану.  Далее связь с русским языком: - свободные диктанты                                                         - изложения                                                         - сочинения Этому способствует тетрадь по чтению у Р.Н.Бунеева, где автор предлагает систему заданий по выработке осознанности чтения)

4. Пересказ

Пересказу надо учить( речь детей очень корявая, жесты заменяют слова у детей)

Сначала: пересказ по вопросам - по плану - с опорными словами - по самостоятельно составленному плану.

Далее связь с русским языком: - свободные диктанты

                                                        - изложения

                                                        - сочинения

Этому способствует тетрадь по чтению у Р.Н.Бунеева, где автор предлагает систему заданий по выработке осознанности чтения)

5. Выразительность чтения   1) Образец чтения учителя; 2) Работа с партитурой текста: учить ставить логическое ударение (т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой);  учить ставить паузы логические, ритмические : малые, / средние, / большие и психологические - перед словами, передающими напряжение;  интонация голоса: повышение голоса / понижение, монотон - темп отмечать сбоку справа (1,2 строка- строго, умеренный темп 3,4 строка- радостно, средний темп)  Сначала расставить партитуру, потом читать.  Практиковать эту работу на уроке 1 раз в 2 недели.

5. Выразительность чтения

1) Образец чтения учителя;

2) Работа с партитурой текста:

  • учить ставить логическое ударение (т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой);
  • учить ставить паузы логические, ритмические : малые, / средние, / большие и психологические - перед словами, передающими напряжение;
  • интонация голоса: повышение голоса / понижение, монотон - темп отмечать сбоку справа (1,2 строка- строго, умеренный темп 3,4 строка- радостно, средний темп)

Сначала расставить партитуру, потом читать.

Практиковать эту работу на уроке 1 раз в 2 недели.

6. Темп чтения    а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)  б ) чтение парами ( в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.) в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)  г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти ) д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе).  Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 2-3 недели. е) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).  ж) зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти ( целая система ) з ) домашнее чтение 3 порциями по 10-15 минут через 1-1,5часа ещё раз и перед сном.

6. Темп чтения

а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)

б ) чтение парами ( в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.)

в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)

г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти )

д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе).

Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 2-3 недели.

е) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).

ж) зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти ( целая система )

з ) домашнее чтение 3 порциями по 10-15 минут через 1-1,5часа ещё раз и перед сном.

Методика Эдегей На протяжении многих лет её применяет Акимова Н.Б. и Семёнова И.А., учителя гимназии ( показ книги) В основе методики - АНАГРАММЫ (отдельные слова типа ЕПХУТ и тексты). Разработаны 3 набора слов, где нужно переставить буквы местами, по частям речи: существительные, прилагательные ,глаголы. И тексты, начиная с 2-3 простых предложений и заканчивая более сложными текстами с объёмом в 6-7 предложений.

Методика Эдегей

На протяжении многих лет её применяет Акимова Н.Б. и Семёнова И.А., учителя гимназии ( показ книги)

В основе методики - АНАГРАММЫ (отдельные слова типа ЕПХУТ и тексты). Разработаны 3 набора слов, где нужно переставить буквы местами, по частям речи: существительные, прилагательные ,глаголы. И тексты, начиная с 2-3 простых предложений и заканчивая более сложными текстами с объёмом в 6-7 предложений.

Методика Е.В. Заика  Журнал «Вопросы психологии №6 1995. Статья «Формирование навыка чтения у младших школьников». Предусматривает занятия с группой детей из 3-4 человек. Периодичность: ежедневно, через день, 2 раза в день. Продолжительность занятий: от 5-10 до 30 минут. Срок занятий, обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7 недель.  В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, некоторые из них: - чтение строчек наоборот по словам; - чтение строчек наоборот по буквам; - поочерёдное чтение слов нормально и наоборот; - чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова) - чтение строчек с прикрытой нижней половиной - чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.

Методика Е.В. Заика

Журнал «Вопросы психологии №6 1995. Статья «Формирование навыка чтения у младших школьников».

Предусматривает занятия с группой детей из 3-4 человек.

Периодичность: ежедневно, через день, 2 раза в день.

Продолжительность занятий: от 5-10 до 30 минут.

Срок занятий, обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7 недель.

В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, некоторые из них:

- чтение строчек наоборот по словам;

- чтение строчек наоборот по буквам;

- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

- чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова)

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.

Контроль:  Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 2-3 страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически. Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка тетрадь учёта домашнего чтения ( рекомендована Зайцевым) самозамеры колоссальная работа учителя с родителями ( родителям некогда, компьютеры и телесериалы заменили книги) должен быть пример родителей, читающих книги (если ребёнок не видит читающих родителей, то откуда у него возникнет желание читать).

Контроль:

  • Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 2-3 страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически.

Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка

  • тетрадь учёта домашнего чтения ( рекомендована Зайцевым)
  • самозамеры
  • колоссальная работа учителя с родителями ( родителям некогда, компьютеры и телесериалы заменили книги)
  • должен быть пример родителей, читающих книги (если ребёнок не видит читающих родителей, то откуда у него возникнет желание читать).
Интерес к чтению   литературные праздники, викторины; инсценирование, драматизация; просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу; посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед; тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей; создание рукописного журнала «Звонок»; создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки ); работа с логопедом ( ребёнок не может читать из-за логопедических нарушений)

Интерес к чтению

  • литературные праздники, викторины;
  • инсценирование, драматизация;
  • просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу;
  • посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед;
  • тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей;
  • создание рукописного журнала «Звонок»;
  • создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки );
  • работа с логопедом ( ребёнок не может читать из-за логопедических нарушений)