Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профессиональная деформация педагога"»
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика
Профессиональные деформации педагога – это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Одной из форм профессиональной деформации является профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Стадии профессиональной деформации педагога (К.Маслач)
1.Эмоциональное истощение — это снижение эмоционального фона.
2.Деперсонализация — это циничное отношение к труду и объектам своего труда .
3.Редукция личных достижений — это утрата профессиональных ценностей.
Фазы и симптомы
стресса
(В.В.Бойко)
Нервное (тревожное)
напряжение
Резистенция, то есть сопротивление
Истощение
1.Фаза напряжения
- Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»
- Симптом «неудовлетворенности собой»
- Симптом «загнанности в клетку»
- Симптом «тревоги и депрессии»
2. Фаза “резистенции”
- Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»
- Симптом «эмоционально – нравственный дезориентации»
- Симптом «расширения сферы экономии эмоций»
- Симптом «редукции профессиональных обязанностей»
3.Фаза“истощения”
- Симптом «эмоционального дефицита»
- Симптом «эмоциональной отстранённости»
- Симптом «личностной отстранённости, или деперсонализации»
- Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»
Саморегуляция
Саморегуляция (в переводе с латинского – «приводить в порядок», «налаживать») – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Приемы и способы саморегуляции:
1. Метод произвольного самовнушения.
2. Аутотренинг.
3. Релаксация.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Визуализация.
Группы факторов «эмоционального выгорания»
Внешние факторы :
- специфика профессиональной
педагогической деятельности;
Внутренние факторы:
- коммуникативный фактор;
- ролевой и личностный фактор (индивидуальный).
Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
1.Информирование педагогов
Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное
здоровье и работоспособность
- Выпуск буклетов, памяток,
постеров
- Выступление на педсовете,
собрании коллектива
Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование
Цель: создание хорошего климата внутри коллектива,
чувства достаточной эмоциональной поддержки от
коллег и администрации
Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
3.Профессиональная помощь
Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов
- Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.
- Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов .
- Организация работы творческих групп.
Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
4 . Творчество – один из наиболее продуктивных и ненавязчивых способов профилактики профессионального выгорания
Рекомендации педагогам для профилактики и устранения "выгорания"
- Эмоциональное общение.
- Использование "тайм-аутов".
- Овладение умениями и навыками саморегуляции.
- Профессиональное развитие и самосовершенствование.
- Избегание ненужной конкуренции.
- Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
- Поддержание хорошей спортивной формы.
- Творческий подход к профессиональной деятельности (инновации).
Благодарим за внимание!