Воспитатель 1 младшей группы Ефременко Людмила Ивановна. МДОУ Детский сад №39 «Сказка» город Железногорск-Илимский. Тема по самообразованию «Воспитание сенсорной культуры у детей раннего возраста через использование развивающих тренажеров»
Развивающие игровые тренажёры.
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми. Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества…» Б.П.Никитин.
Актуальность выбранной темы
В.А.Сухомлинский утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
К сожалению, у большинства детей, слабое развитие моторики рук. Появились «умные машины», потребность выполнять что либо руками уменьшилась.
Поэтому у современного ребенка уровень развития мелкой моторики рук, то есть сила, ловкость, скорость и точность движений не велик. Иногда приходится видеть, что у ребенка с высоким интеллектом не развиты навыки использования различных инструментов, нет элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание застежек, пользование ножницами и т.д.). Ребенок обладает большой информацией, но не может передать ее окружающим.
Занятия на развитие мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Развитие мелкой моторики рук непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи.
Развивающие игры-тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка.
С их помощью идет также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку.
Ежедневные занятия с меняющейся мотивацией игровой деятельности плавно подводят ребенка к качественному выполнению задания и бережному отношению к пособиям.
Цель работы: Развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук, укрепление руки ребенка. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста
ЗАДАЧИ:
- Развитие интереса и побуждение к действию;
- Создание эмоционально - положительного настроения;
- Развитие мелкой моторики руки: формировать умение выполнять действия с предметами;
- Формирование навыка совместного выполнения задания (развивать умение понимать и правильно выполнять задания);
- Формирование и активизация словаря ребенка:
- Развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
- Развитие умения отчетливо произносить звуки;
- Развитие восприятия: зрительного, осязательного;
- Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного);
- Развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Развивающие тренажеры просты в изготовлении, не требуют больших финансовых затрат, нужна только фантазия и желание завлечь детей игрой. Основным материалом для изготовления игр-тренажеров являются любые завинчивающиеся цветные крышки от питьевых пищевых продуктов. Размер крышек позволяет их легко брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое время, они допущены санитарными нормами, так как использовались в пищевой промышленности, они удобны в работе как с одним ребенком, так и с группой детей. Играть ими можно как за столом, так и на ковре. Игры используются не только в совместной игровой деятельности, но и индивидуально. Дети с удовольствие играют самостоятельно Игра в сочетании с художественным словом, словом с движением, имитаций, звукоподражанием, придают процессу обучения увлекательную форму.
Развивающие игры можно изготовить из обычного повседневного материала (разноцветные резинки для волос, прищепки, крупные канцелярские скрепки и бусинки, помпоны, пуговицы, крупа, мелкие игрушки). Для развития сенсорного опыта детей не всегда нужны дорогие игрушки и пособия. Любые предметы можно использовать в играх, развивая ребёнка. Нужно только внимательно посмотреть и включить воображение.
Множество игр можно придумать с обычными пуговицами. Крепко пришейте пуговицы разных цветов и размеров на ткань, и вы получите отличный материал для обогащения сенсорного опыта вашего крохи. Ребенок пристегивает цветочки к пуговицам, нашитым на зеленую «полянку».
В ёмкости с крупой можно находить мелкие игрушки.
С помощью прищепок ребенок может делать колючки для ежика, лучики солнышку, плавники рыбке и т.д. В первое время малыш будет только снимать прищепки, но постепенно научится и надевать их самостоятельно.
Разноцветные мягкие помпоны так удобно сжимать в руке, проталкивать в узкое отверстие.
Пуговицы по одной опускать в ёмкость с отверстием, можно закрепить цвет (опускать заданного цвета), форму, размер.
Игрушки на липучках. Отлепить и прилепить детали.
Существует великое множество различных упражнений и игр на развитие мелкой моторики – это и пальчиковая гимнастика, и игры с сыпучими материалами, и различные шнуровки, и мозаики и т.д.
В «арсенале» педагога желательно иметь несколько вариантов, для того чтобы занятия сохраняли новизну для дошкольника. К тому же, каждый вид упражнений по-разному задействует маленькие пальчики, а значит, разнообразные занятия принесут больше пользы и будут более эффективны
Многофункциональный настенный тренажёр изготовлен совместно с родителями группы, игрушка, которая научит открывать и закрывать замочки, крючки, щеколды. Каждодневные тренировки, плюс игровая мотивация, дают положительные результаты. За каждой дверцей скрывается иллюстрация к любимой сказке. На каждой дверце- любимые персонажи, они крепятся на липучку. Добавлена магнитная доска. Творчеству нет предела!
Спасибо за внимание!