Просмотр содержимого документа
«Презентация "Реформы 60-70-х гг. XIX в.: социальная и правовая модернизация" 9 класс»
Уже долгое время до крестьян доходили слухи, что в их судьбе должны произойти существенные изменения. И вот в конце февраля крестьян собрали у церкви, чтобы зачитать указ императора. Указ вызвал возмущение крестьян: не того они ждали от царя. Они понимали, что теперь помещики им не хозяева, но вот условия, на которых крестьяне получали свободу, их возмутили.
1) Укажите год , когда происходили описанные события.
2) Назовите императора , правившего в тот период.
3) Укажите одно любое условие получения свободы , которое могло вызвать возмущение крестьян.
Проблема:
- Имелись ли у помещиков желание и возможности после 1861 году осуществлять власть в деревне, следить за содержанием дорог, школ, больниц?
- Кто будет это делать?
Худ. В. Максимов. «Всё в прошлом»
Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация
МЫ УЗНАЕМ
- О содержании реформ, последовавших за отменой крепостного права
Земская реформа
- 1 января 1864 г . – указ о введении земского самоуправления
- Земство – избираемые на основе имущественного ценза органы местного самоуправления в Российской империи
- Курия – группа избирателей, выделяемая на основе имущественного ценза
Худ. Г. Мясоедов. Земство обедает
Перепишите текст, заполнив пропуски стр. 145)
Земские органы делились на ……………………….. и исполнительные.
Распорядительные органы назывались …………………………………………………………. .
Они состояли из представителей всех сословий - …………………………………………………………. .
Земские собрания выбирали исполнительные органы - …………………………………………… .
Возглавлял земское собрание ………… .
Задачи земств:
1. Образование (земские школы)
3. Инфраструктура (Дороги, мосты, земская почта, колодцы)
2. Медицина (земские больницы)
Н.П. Богданов-Бельский. Устный счёт в народной школе
Н.П. Загорский. У земской больницы
Марки земской почты в настоящее время являются большой редкостью!
Городская реформа
- 1870 г. – реформа городского самоуправления.
- Проведена на тех же принципах и в тех же целях, что и земская реформа
Здание Барнаульской городской думы. Арх. Носович, 1914 г.
Судебная реформа
- 1864 год – судебная реформа
- Цель: построение суда на принципах буржуазного права
- Вводились: мировой суд, окружной суд , суд присяжных
Суд присяжных при Александре II
Принципы судебной реформы (стр. 148)
Название принципа
Содержание, примеры
Гласность, открытость
Состязательность
Независимость суда
Бессословность
Военная реформа
- Цель : сокращение армии в мирное время и обеспечение возможности её увеличения во время войны
- 1 января 1874 г. – замена рекрутского набора всесословной воинской повинностью (призывом)
- Назовите сроки службы, имевшиеся отсрочки и освобождения от службы . Сравните с современной ситуацией (стр. 149)
Д.А. Милютин, военный министр Александра II
Школьная реформа
1864 – новый школьный устав
Гимназия
Реальное училище
Предметы : языки, история
Учащиеся : дети дворян, чиновников, интеллигенции
Предметы : математика, естествознание, техника
Учащиеся : дети купцов, промышленников, инженеров, передовых рабочих
- Начальные двух и четырехклассные народные школы
Классная комната в реальном училище. Тюмень, 1889 г.
Повторим:
Термины, имена:
Ответьте на вопросы:
- Земство,
- Имущественный ценз, курия
- Мировой суд, окружной суд, суд присяжных
- Всесословная воинская повинность
- Гимназия, реальное училище
- Д.А. Милютин
- Назовите принципы земской, городской, судебной, школьной, военной реформы
- Каким было значение либеральных реформ для дальнейшего развития страны?
Д/з: читать §17