СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Рязанская народная игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Рязанская народная игрушка" знакомит детей дошкольного возраста с народным творчеством мастеров Рязанского края, его историей и самобытностью. В презентацию включена авторская игра с триггерами "Найди игрушку".

Просмотр содержимого документа
«Пед.проект Народная игрушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146 «Дельфин»









ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

мини-музей « Народная игрушка»









Рязань, 2019



Содержание проекта



1. Пояснительная записка

2. Основные преимущества проекта

3. Этапы реализации проекта

4. Паспорт педагогического проекта

5. Реализация проекта

6. Презентация проекта

7. Информационные ресурсы











«Пусть ребёнок чувствует

красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти

навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)



Пояснительная записка

Игрушка – это часть культуры народа, она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игр ребёнка. Мастера-игрушечники вкладывают в образ всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна. История народной игрушки начинается с глубокой древности, она связана с творчеством народа, его искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества. На протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.

Игрушка – это не просто забава.  «Игрушки – небалушки» - так говорит народная мудрость о значении игрушек для ребёнка. Дарить игрушки было  распространённым обычаем – подарок приносил ребёнку здоровье и благополучие.

-Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки?

-Чем должна быть игрушка для ребёнка?

-Какова актуальность народной игрушки в наши дни?

Поставленные вопросы определили тему проекта, возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий по теме.

   На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на совместную творческую деятельность с ребёнком, взаимодействие с ребёнком в  процессе игры. В деятельности ребёнка 5 лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребёнка. Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог – дети – родители.



Проект позволит:

  • Создать интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству Рязанского края, народным промыслам, поможет освоить элементы росписи.

  • Проявить творчество в продуктивной деятельности.

  • Воспитать уважение к истории и традициям своего народа.

  • Пополнить предметно-развивающую среду.



В рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагогов получат знания о народной игрушке Рязанского края. Совместная деятельность по созданию мини-музея вызовет положительные эмоции у детей, надолго останется в памяти.



Основные преимущества проекта:

  • Формирование интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

  • Развитие умения видеть прекрасное и передавать его в своих творческих работах.

  • Развитие творческой, познавательной активности, художественного вкуса.

  • Воспитание уважения к людям труда, мастерам своего дела.



Этапы реализации проекта:



  • 1 этап: подготовительный – планирование, сбор материала.

  • 2 этап: организационный – разработка непосредственно образовательной деятельности.

  • 3 этап: формирующий – проведение мероприятий с детьми и родителями.

  • 4 этап: итоговый – анализ полученных результатов.

Паспорт педагогического проекта

Название проекта: «Чудо чудное, диво дивное»



Тема проекта: знакомство детей с народной игрушкой и народными промыслами.



Тип проекта: творческо-познавательный.



Сроки реализации: средней продолжительности.



Участники проекта: дети старшей группы для детей с ТНР, родители, воспитатели, учитель-логопед.



Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через восприятие красивого мира народной игрушки.



Задачи проекта

  • Знакомить детей с многообразием предметов декоративно - прикладного искусства.



  • Расширять представления детей о народной игрушке.


  • Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного творчества.


  • Развивать познавательные и творческие навыки.


  • Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.


  • Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа.


  • Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей, родителей и педагогов, потребность в самореализации и самовыражении.



Актуальность проекта:

проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, к истории и культуре своей Малой Родины, помогает ребёнку понять и принять человеческие ценности, зародить интерес и уважение к истории и традициям России, к труду народных умельцев.



Ожидаемые результаты

При реализации проекта у детей будут сформированы знания о народной игрушке, об игрушке Рязанского края, о разнообразии и неповторимости народных промыслов.

Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность позволит укрепить семейные связи.

Произойдёт индивидуальный личностный рост ребёнка через восприятие эстетического мира народной игрушки.



Мероприятия по реализации проекта



  • 1. Создание группового мини-музея «Народная игрушка».



  • 2. Создание и показ презентации «Рязанская народная игрушка»



  • 3. Проведение игры с триггерами «Найди Пощуповские игрушки»



  • 2. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.



  • 3. Рассматривание картинок, альбомов, книг по теме.



  • 4. Рассказы воспитателя, беседы о народной игрушке, истории её возникновения.



  • 5. Непосредственно образовательная деятельность.

Темы занятий:



«Наша добрая матрёшка», «Золотые руки мастеров», «Глиняная свистулька», «Народная игрушка – игрушка-самоделка», «Деревянная игрушка», «Украшение лошадки по мотивам дымковской росписи», «Украшение барышни по мотивам дымковской росписи», лепка «Филимоновская свистулька».



  • 6. Дидактические игры: «Разрезные картинки», « Народные промыслы», «Собери матрёшку».



  • 7. Чтение рассказов, произведений малого фольклорного жанра о народной игрушке, народных умельцах.



  • 8. Разучивание народных игр: «Гори, гори ясно», «Горшок», «Сидит Дрёма».



  • 9. Анкетирование родителей по теме.



  • 10. Интервьюирование детей по теме: «Народная игрушка».



  • 11. Подборка информации в родительский уголок.



  • 12. Рассказы родителей о своей любимой игрушке.





Продукт проекта:

  • Создан мини-музей народной игрушки.



  • Проведена выставка рисунков по народным промыслам: «Умелые руки не знают скуки».



  • Подобраны консультации, памятки и рекомендации для родителей по теме проекта.



  • Подготовлена презентация проекта «Чудо чудное, диво дивное» для коллег и родителей.



Итог проекта

В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к народной игрушке, к игрушке Рязанского Края, истории ее создания и возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Было сформировано понятие о том, что игрушка не рождается сама: ее создает человек, в ней отражается самобытность и традиции русского народа, в тоже время игрушка служит оберегом.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов способствовало воспитанию у дошкольников уважение к людям труда и бережного отношения к созданным произведениям.

В продуктивной деятельности дети стремились отобразить полученные знания по народно-прикладному творчеству в своих работах, проявляя индивидуальность в передаче красоты и колорита народных росписей.

Совместная деятельность по реализации проекта укрепила взаимопонимание между разными поколениями семьи и способствовала созданию семейных традиций: посещение музея, приобретение народных игрушек и предметов народных промыслов, выполнение совместных творческих работ.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Хохлова Е.Н. Керамика Скопина. - Рязань 2000.

Зайкина С.В., Дементьева М.Н., Кириллова И.В Рязань мастеровая. – Рязань 2008.

Интернет-ресурсы по теме проекта.











Просмотр содержимого презентации
«Презентация Рязанская народна игрушка»

Презентация для дошкольников  « Рязанская народная игрушка»   Разработана воспитателем ВКК Щелкуновой М.Ю г.Рязань,2019

Презентация для дошкольников « Рязанская народная игрушка»

Разработана воспитателем ВКК

Щелкуновой М.Ю

г.Рязань,2019

Пощуповская глиняная игрушка  Пощуповская игрушка - авторская, а значит неповторимая.  Родилась она в старинном Рязанском селе – Пощупово, в семейной мастерской художников Ивановых.

Пощуповская глиняная игрушка

Пощуповская игрушка - авторская, а значит неповторимая.

Родилась она в старинном Рязанском селе – Пощупово, в семейной мастерской художников Ивановых.

Все герои традиционно – русские животные.  Особенно любимы коты, собаки, ежи, поросята, зайцы, ежата, сказочные персонажи. У каждого свой характер, свой наряд.

Все герои традиционно – русские животные.

Особенно любимы коты, собаки, ежи, поросята, зайцы, ежата, сказочные персонажи. У каждого свой характер, свой наряд.

Нередко они живут семьями и заняты воспитанием малышей. Поэтому Пощуповскую игрушку называют семейной.  Она отличается тонким юмором, добротой, несёт радость детям и взрослым.

Нередко они живут семьями и заняты воспитанием малышей. Поэтому Пощуповскую игрушку называют семейной.

Она отличается тонким юмором, добротой, несёт радость детям и взрослым.

Игрушки изготавливаются из глины. Пощуповская глина пластичная, неповторимых оттенков: чёрная, белая, красная.   В старину из местных глин делалась посуда, охра шла на роспись храмов.

Игрушки изготавливаются из глины. Пощуповская глина пластичная, неповторимых оттенков: чёрная, белая, красная.

В старину из местных глин делалась посуда, охра шла на роспись храмов.

Как и раньше, игрушка обжигается в русской печи.  Сочетание обливной керамики с оригинальной матовой росписью – находка художников.  Каждая игрушка уникальна.

Как и раньше, игрушка обжигается в русской печи.

Сочетание обливной керамики с оригинальной матовой росписью – находка художников.

Каждая игрушка уникальна.

   Все персонажи музея живут не на полках, а среди оригинальных предметов старины — чугунных горшков и печных ухватов, коробов и купеческих сундуков, деревянных гребней и раритетных прялок.   Этот небольшой, но очень уютный и добрый частный музей интересен детям и взрослым. 

  Все персонажи музея живут не на полках, а среди оригинальных предметов старины — чугунных горшков и печных ухватов, коробов и купеческих сундуков, деревянных гребней и раритетных прялок.

Этот небольшой, но очень уютный и добрый частный музей интересен детям и взрослым. 

Сапожковская игрушка  Сапожковская игрушка родом из деревни Александра-Прасковьинка, которую в народе до сих пор называют Глинки, в прошлом она широко славилась своими гончарными изделиями.

Сапожковская игрушка

Сапожковская игрушка родом из деревни Александра-Прасковьинка, которую в народе до сих пор называют Глинки, в прошлом она широко славилась своими гончарными изделиями.

Сапожковские мастера формам изделий придавали больше значения, чем цвету.  Их игрушки монументальны и статичны, с нерасчлененной формой, приземистых пропорций: свистульки-

Сапожковские мастера формам изделий придавали больше значения, чем цвету.

Их игрушки монументальны и статичны, с нерасчлененной формой, приземистых пропорций: свистульки-"улютки" в виде птичек и всадников, женские фигуры с детьми .

Игрушки традиционно заливались зелёной глазурью, чтобы еще больше подчеркнуть выразительность форм.

Игрушки традиционно заливались зелёной глазурью, чтобы еще больше подчеркнуть выразительность форм.

В росписи игрушки всё выглядит очень просто и незамысловато: полосочки, зигзагообразные линии складываются в простой орнамент. Иногда наносятся точки, прямо по глине палочкой. Чаще всего в виде бус у женских фигур.

В росписи игрушки всё выглядит очень просто и незамысловато: полосочки, зигзагообразные линии складываются в простой орнамент. Иногда наносятся точки, прямо по глине палочкой. Чаще всего в виде бус у женских фигур.

Женщины почти не отличаются от мужчин. Такое же колоколообразное тело и вытянутая голова. Только у мужчин — как правило, гармошка в руках. А вот у женщин в руках или близнецы, что хороший символ удвоения достатка, или, на сложенные впереди руки, опирается большая грудь, это — «Баба-оберег», «Мать-кормилица».

Женщины почти не отличаются от мужчин. Такое же колоколообразное тело и вытянутая голова. Только у мужчин — как правило, гармошка в руках. А вот у женщин в руках или близнецы, что хороший символ удвоения достатка, или, на сложенные впереди руки, опирается большая грудь, это — «Баба-оберег», «Мать-кормилица».

В промысле много свистулек, которые здесь называют «улютки». Они в виде привычных домашних животных — собачек, лошадок, кисок, птичек. 

В промысле много свистулек, которые здесь называют «улютки». Они в виде привычных домашних животных — собачек, лошадок, кисок, птичек. 

Сапожковская глиняная игрушка хранится во многих музеях России и за рубежом. Она представляет большой искусствоведческий, исторический, археологический интерес.   В том числе, она интересна тем, что не изменила своему образу за несколько сотен лет, существования гончарного промысла в Сапожковском районе.

Сапожковская глиняная игрушка хранится во многих музеях России и за рубежом. Она представляет большой искусствоведческий, исторический, археологический интерес. 

В том числе, она интересна тем, что не изменила своему образу за несколько сотен лет, существования гончарного промысла в Сапожковском районе.

Вырковская (Касимовская) игрушка   В деревне Вырково Касимовского района игрушкой стали заниматься в начале XX века, и сейчас это место является одним из современных центров народного промысла.

Вырковская (Касимовская) игрушка

В деревне Вырково Касимовского района игрушкой стали заниматься в начале XX века, и сейчас это место является одним из современных центров народного промысла.

В 20 км от города Касимова в близи села Сынтул есть небольшая деревенька под названием Вырково.    Более 200 лет жили в Выркове гончары. И было их не двое, не трое, вся деревня лепила горшки и кувшины, делала квасники и свистульки.

В 20 км от города Касимова в близи села Сынтул есть небольшая деревенька под названием Вырково.  

Более 200 лет жили в Выркове гончары. И было их не двое, не трое, вся деревня лепила горшки и кувшины, делала квасники и свистульки.

Вырковские фигурки динамичны, с характерным вытянутым силуэтом, особое внимание мастера уделяют жестам и позам людей.

Вырковские фигурки динамичны, с характерным вытянутым силуэтом, особое внимание мастера уделяют жестам и позам людей.

В Выркове мастерами становились исключительно мужчины. Женщин держали на подхвате, доверяя им самую простую работу. Каждая мать в деревне обязательно лепила для своих детей глиняные игрушки. Мальчишек начинали учить гончарному делу лет с 11. Дети лепили в основном игрушки — свистульки в виде коньков, петушков, медведей.

В Выркове мастерами становились исключительно мужчины. Женщин держали на подхвате, доверяя им самую простую работу. Каждая мать в деревне обязательно лепила для своих детей глиняные игрушки. Мальчишек начинали учить гончарному делу лет с 11. Дети лепили в основном игрушки — свистульки в виде коньков, петушков, медведей.

В Выркове игрушки никогда не расписывали, а покрывали зеленой поливой. Перед обжигом в горнах их сушили на сковородах в печах. Глиняные игрушки называли «сопелками», «гудухами», «улютками».  С этими игрушками не расставалась деревенская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

В Выркове игрушки никогда не расписывали, а покрывали зеленой поливой. Перед обжигом в горнах их сушили на сковородах в печах. Глиняные игрушки называли «сопелками», «гудухами», «улютками».

С этими игрушками не расставалась деревенская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

Такие игрушки теперь можно увидеть не только в Касимовском краеведческом музее, а и в Загорском музее игрушек и даже в Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть игрушки вырковских мастеров.  

Такие игрушки теперь можно увидеть не только в Касимовском краеведческом музее, а и в Загорском музее игрушек и даже в Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть игрушки вырковских мастеров.

 

Игра с триггерами  «Найди Пощуповские игрушки»

Игра с триггерами «Найди Пощуповские игрушки»

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание