МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 15» г. Заречного Пензенской области
Создание условий для развития пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Выполнила: учитель-дефектолог
Дудорова Ирина Владимировна
г. Пенза
2017 г.
“ Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося”. (А. А. Столяр) .
Под ориентировкой в пространстве понимаются следующие отношения:
а) определение местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам;
б) расположение окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве;
в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга.
Психологи и педагоги, уделявшие большое внимание формированию у дошкольников ориентировки в пространстве
Жан Пиаже
(1896 - 1980)
Люблинская Анна Александровна
(1902 - 1980)
Тихеева
Елизавета Ивановна
(1867 - 1943)
Ананьев Борис Герасимович
(1907 - 1972)
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отмечаются:
а) общая физическая ослабленность;
б) недостаточная сформированность двигательных навыков и физических качеств;
в) сниженная двигательная активность.
Развивающая предметно-пространственная среда группы
Группы дидактических игр и игровых упражнений на развитие ориентировки в пространстве:
1 группа – дифференцировка основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве;
2 группа – ориентировка в пространстве с закрытыми глазами;
3 группа – распознание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними;
4 группа – ориентировка в двухмерном пространстве (на плоскости);
5 группа – словесные дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры на распознание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними
Упражнения: «Сделай так, как я скажу» ;
«Где мячик? Послушай и положи!»
На кубике Рядом с кубиком Перед кубиком Над кубиком
Игры на распознание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними
Дидактическая игра «Новоселье»
Дидактические игры на распознание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними
Дидактическая игра «Назови соседей»
Дидактические игры на ориентировку в двухмерном пространстве
Дидактическая игра «Расставь по местам»
Дидактические игры на ориентировку в двухмерном пространстве
Дидактическая игра «Я еду на машине»
Дидактические игры на ориентировку в двухмерном пространстве
Дидактическая игра «Зеркало»
“ Пространственная ориентировка — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них”. (Сверлов В.С.)
Создание условий для развития пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Спасибо за внимание!
«Чем точнее слова определяют направление, тем легче ребёнок ориентируется в нём, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребёнка». (А.А. Люблинская)
Дидактические игры на ориентировку в двухмерном пространстве
Рисование на стеновых панелях и рулонных листах