СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация темы Цельные словосочетания.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация темы Цельные словосочетания.»

Цельные  словосочетания:  количественно - именные Подготовила учитель русского языка средней школы № 20 Музрабатского района Жумаева Светлана Петровна

Цельные словосочетания: количественно - именные

Подготовила учитель русского языка средней школы № 20 Музрабатского района

Жумаева Светлана Петровна

Типы словосочетаний По типу семантической связанности различают: -свободные словосочетания -несвободные (цельные) словосочетания

Типы словосочетаний

По типу семантической связанности различают:

-свободные словосочетания

-несвободные (цельные) словосочетания

Цельные словосочетания Для них характерна неразложимость на компоненты. Примеры цельных словосочетаний достаточно распространены и и представляют собой сочетание слов, одно из которых имеет ослабленное лексическое значение.

Цельные словосочетания

  • Для них характерна неразложимость на компоненты.
  • Примеры цельных словосочетаний достаточно распространены и и представляют собой сочетание слов, одно из которых имеет ослабленное лексическое значение.
Таким образом, зависимое слово становится главным в смысловом отношении. В следствии этого образуется тесная  связь внутри такого словосочетания. Цельные словосочетания , как и синтаксически свободные, имеют структурную схему , обладают определённым неграмматическим значением , их компоненты связаны между собой одним из способов подчинительной связи : согласование, управление, примыкание.
  • Таким образом, зависимое слово становится главным в смысловом отношении.
  • В следствии этого образуется тесная связь внутри такого словосочетания.
  • Цельные словосочетания , как и синтаксически свободные, имеют структурную схему , обладают определённым неграмматическим значением , их компоненты связаны между собой одним из способов подчинительной связи : согласование, управление, примыкание.
Как члены предложения цельные словосочетания не делятся на отдельные, а являются одним членом предложения.  Например: три кота  семеро козлят  каждый из присутствующих  отец с сыном
  • Как члены предложения цельные словосочетания не делятся на отдельные, а являются одним членом предложения.

Например: три кота

семеро козлят

каждый из присутствующих

отец с сыном

В цельном словосочетании главное слово не имеет достаточной для члена предложения семантической полноты, хотя и оно семантически значимо. Его основная роль- роль структурного компонента члена предложения, а зависимое слово выступает в качестве семантического конкретизатора, то есть берёт на себя основную смысловую нагрузку члена предложения.  Например: Трое (кого?) КОТЯТ сидели в лукошке.
  • В цельном словосочетании главное слово не имеет достаточной для члена предложения семантической полноты, хотя и оно семантически значимо.
  • Его основная роль- роль структурного компонента члена предложения, а зависимое слово выступает в качестве семантического конкретизатора, то есть берёт на себя основную смысловую нагрузку члена предложения. Например: Трое (кого?) КОТЯТ сидели в лукошке.
Цельные словосочетания являются одним членом предложения . Основной смысл включает в себя зависимое слово . Например:  Мы с Васей были довольны.  (подлежащее)
  • Цельные словосочетания являются одним членом предложения .
  • Основной смысл включает в себя зависимое слово .
  • Например:

Мы с Васей были довольны.

(подлежащее)

Виды цельных словосочетаний: -Главное – числительное; Три девицы под окном, пряли поздно вечерком. (подлежащее) -избирательный предлог «из» Кому из нас ты готов помочь? (дополнение)

Виды цельных словосочетаний:

-Главное – числительное;

Три девицы под окном, пряли поздно вечерком.

(подлежащее)

-избирательный предлог «из»

Кому из нас ты готов помочь?

(дополнение)

-совмещающий предлог «с»;  Нам с тобой повезло.  (дополнение) -формы типа «с…… глазами», «с … лицами».  Люди с радостными лицами шли по  улице.  (определение)

-совмещающий предлог «с»;

Нам с тобой повезло.

(дополнение)

-формы типа «с…… глазами», «с … лицами».

Люди с радостными лицами шли по

улице.

(определение)

Цельность ( синтаксическая спаянность) некоторых словосочетаний создаётся и обнаруживается лишь в составе предложений.
  • Цельность ( синтаксическая спаянность) некоторых словосочетаний создаётся и обнаруживается лишь в составе предложений.
Количественно-именные словосочетания Наиболее употребительны количественно-именные словосочетания с главным  словом- числительным:  три пальмы,  много яблок,   несколько минут и т.д.

Количественно-именные словосочетания

  • Наиболее употребительны количественно-именные словосочетания с главным словом- числительным: три пальмы,

много яблок, несколько минут и т.д.

Группы количественно – именных  словосочетаний 1.С главными словами два, три, много, немного, несколько. Большинство, часть и т.п. и существительным в родительном падеже: Три друга, много друзей, несколько карандашей

Группы количественно – именных словосочетаний

1.С главными словами два, три, много, немного, несколько. Большинство, часть и т.п. и существительным в родительном падеже:

Три друга, много друзей,

несколько карандашей

2. С главными словами один, каждый, кто-то и т.п. и существительным и местоимением в родительном падеже с предлогом ИЗ.  один из нас, каждый из приходящих.

2. С главными словами один, каждый, кто-то и т.п. и существительным

и местоимением в родительном падеже с предлогом ИЗ.

один из нас,

каждый из приходящих.

3. С двумя существительными или местоимениями, объединёнными предлогом С.  Мы с тобой, сосны с ёлками.

3. С двумя существительными

или местоимениями, объединёнными предлогом С.

Мы с тобой,

сосны с ёлками.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание