Урок математики 4 класс УМК «Планета знаний»
4 7 8
478 487 748 784 847 874
487– 47=9 784 –748=36 874-847=27
9 36 27
9 +27 =36 36 - 9 =27 36 -27= 9
км/ч, мин, ч, дм, м/с, см
Км/ч ч дм
м/с мин см
Тема урока: «Решение задач на движение»
… Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно.
Где есть желание, найдется путь!
Д. Пойа
Скорость (V)
- Скоростью - называется расстояние, пройденное в единицу времени (за какое-то время – час, минуту, секунду).
- Обозначение - V
- Единицы измерения:
км/ч, м/с, км/м, …
1.Выбери правильное утверждение и подчеркни его
а) Скорость – это расстояние между двумя точками.
б) Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.
в) Скорость – это быстрая езда.
5 км / ч
20 км / ч
12 км / ч
60 км / ч
Соединить картинку со значением скорости
10 км/ч
4 км/ч
90 км/ч
60 км/ч
900 км/ч
Время (t)
- Время – процесс смены явлений, вещей, событий.
- Обозначение - t
- Единицы измерения:
мин, сек, ч, сутках.
Расстояние (s)
- Расстояние - это пространство разделяющее два пункта; промежуток между чем-либо.
- Обозначение - S
- Единицы измерения:
- Расстояние - это пространство разделяющее два пункта; промежуток между чем-либо.
- Обозначение - S
- Единицы измерения:
мм, см, м, км, шагах
мм, см, м, км, шагах
Как найти s, v, t ?
t = S : v
S = v∙t
v = S : t
2 . Соедини части правила-формулы .
t =
V·t
S =
S : t
V =
S : V
Средняя скорость
Время
80 км/ч
Расстояние
4 ч
45 км/ч
?
?
?
90 км
2ч
1660 км
Виды движения Движение в противоположных направлениях
Определите, где вы испытали затруднение:
- Ошибка в ходе решения задачи
- Ошибка в вычислениях
- Забыл(а) формулы
- Затруднений не было
- Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч
и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?
60 км/ч
15 км/ч
А
В
160 км
- 60 + 15 = 75 (км/ч) – скорость сближения
2) 75 · 2 = 150 (км)- расстояние за 2 часа пути
3) 150 км
Ответ: встреча не произойдёт.
2. Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 ч вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 ч после своего выхода?
30 км/ч
4 ч
- 2 + 4 = 6 (ч) – был в пути I вездеход
2) 6 ∙ 30 = 180 (км) – проехал I вездеход
3) 180 : 4=45 ( км/ч) – скорость I I вездехода
Ответ: 45 км / ч.
По рисунку составьте задачу «на движение» и решите ее двумя способами.
через 3 ч
V 1 =90 км/ч
V 2 = ? км/ч
А
В
525 км
I способ:
1) 90 ∙ 3 = 2 70 ( км) – I путь
2) 525 – 270 = 255 (км) – II путь
3) 255 :3 = 85 (км / ч) – II скорость
II способ:
1) 525:3= 175 (км/ч) - скорость сближения
2) 175 - 90 = 85 (км/ч) – II скорость
Ответ: 85 км / ч.
через 3 ч
V 1 =90 км/ч
V 2 = ? км/ч
А
В
525 км
Рефлексия
работал(а) слаженно,
помогал(а) другим
я старался(лась), но
получилось не все.
работа на уроке не
получилась.
Решите задачу:
1 уровень
Велосипедист проехал 72 км за 4 часа. Какое расстояние проедет за это время мотоциклист, если его скорость на
32 км больше скорости велосипедиста?
2 уровень
Первые 2 часа автомобиль ехал со скоростью 60 км / ч , а следующие 3 часа увеличил скорость на 10 км / ч. Какое расстояние проехал автомобиль за всё время пути?
3 уровень
Самолет пролетает расстояние 2700 км за 3 часа, а поезд едет расстояние в 6 раз меньшее на 2 часа дольше. Во сколько раз скорость самолета больше скорости поезда?
Решение:
1 уровень
- 72: 4 =18 (км / ч) – скорость велосипедиста.
- 18+ 32 = 50 (км / ч ) - скорость мотоциклиста.
- 50 ∙ 4= 200 (км) – проедет мотоциклист за 4 часа.
Ответ: 200 км
Решение:
2 уровень
- 60 ∙2 = 120 (км)проехал автомобиль за 2 часа.
- 60 + 10 = 70 (км / ч) - новая скорость автомобиля.
- 70 ∙ 3 =210 (км) – проехал автомобиль за 3 часа.
- 120 + 210 = 330 (км) – проехал за всё время пути.
Ответ: 330 км .
Решение:
3 уровень
1) 2700 : 3 =900 (км / ч) – скорость самолёта.
2) 2700: 6 =450 (км) –расстояние поезда.
3) 3 + 2 = 5 (ч) – время поезда.
4) 450 : 5 = 90 (км / ч) – скорость поезда.
5)900 : 90 = 10 (раз) – во столько больше скорость самолёта.
Ответ: в 10 раз больше.