СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по русскому языку "Слово как лексическая единица", 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по русскому языку "Слово как лексическая единица", 10 класс»

Слово как лексическая единица Какова основная мысль высказывания  Виссариона Григорьевича Белинского? «Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления».

Слово как лексическая единица

Какова основная мысль высказывания Виссариона Григорьевича Белинского?

«Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления».

Лексика и фразеология В чем заключается особенность слова? Библия: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Процесс творения, создания сопровождается процессом наименования . В этом заключается основное назначение слова – быть наименованием, знаком, выполнять номинативную функцию.

Лексика и фразеология

В чем заключается особенность слова?

Библия: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

Процесс творения, создания сопровождается процессом наименования . В этом заключается основное назначение слова – быть наименованием, знаком, выполнять номинативную функцию.

Лексическое значение Каждое знаменательное слово имеет лексическое значение .  ЛЗ слова – содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Носителем ЛЗ является основа слова.

Лексическое значение

Каждое знаменательное слово имеет лексическое значение . ЛЗ слова – содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Носителем ЛЗ является основа слова.

Типы ЛЗ слова ЛЗ различаются По функции По сочетаемости с другими словами По происхождению По способу наименования номинативное свободное производное прямое несвободное переносное непроизводное экспрессивное

Типы ЛЗ слова

ЛЗ различаются

По функции

По сочетаемости с другими словами

По происхождению

По способу наименования

номинативное

свободное

производное

прямое

несвободное

переносное

непроизводное

экспрессивное

Помимо ЛЗ слово может заключать в себе эмоциональную, экспрессивную оценку и стилистическую окраску. Задание 1 . Проанализируйте каждое слово. Используя результаты вашего анализа, скажите, какие признаки могут совмещаться в слове? Слово Образность Дом Домишко Экспрессивность + Эмоциональность - Крохотуля Дурак - Оценочность - Сирень Подлиза Дармоед Тусовка Ржать Курица (о человеке)

Помимо ЛЗ слово может заключать в себе эмоциональную, экспрессивную оценку и стилистическую окраску.

Задание 1 . Проанализируйте каждое слово. Используя результаты вашего анализа, скажите, какие признаки могут совмещаться в слове?

Слово

Образность

Дом

Домишко

Экспрессивность

+

Эмоциональность

-

Крохотуля

Дурак

-

Оценочность

-

Сирень

Подлиза

Дармоед

Тусовка

Ржать

Курица (о человеке)

Однозначные (моносемантические) слова 1. Имена собственные: Яна Гилёва . 2. Недавно возникшие слова: прокрастинатор (кто из вас?). 3. Обозначают предмет специального употребления: парта . 4. Термины: филология.

Однозначные (моносемантические) слова

1. Имена собственные: Яна Гилёва .

2. Недавно возникшие слова: прокрастинатор (кто из вас?).

3. Обозначают предмет специального употребления: парта .

4. Термины: филология.

Явление многозначности в русском языке Многозначностью, или полисемией , называется свойство слов употребляться в разных значениях.

Явление многозначности в русском языке

Многозначностью, или полисемией , называется свойство слов употребляться в разных значениях.

Задание 2. Найдите многозначные слова в данных текстах. 1) За столом сказала мать: - Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: - А болтать ногами можно?  (Г. Бойко)  2) Вот шофер какой чудак: Он поесть не мог никак. Потому что спозаранку Он крутил – вертел баранку. А зачем крутил – вертел? – Лучше взял бы да и съел!...  (А. Шибаев)   3) Со столба кричит он: «Есть! Вспыхнул свет в окошке!» А на столб ему залезть Помогли две кошки.  (Е. Руженцев) Каким образом создаётся многозначность?

Задание 2. Найдите многозначные слова в данных текстах.

1) За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

(Г. Бойко)

2) Вот шофер какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел? –

Лучше взял бы да и съел!...

(А. Шибаев)

 

3) Со столба кричит он: «Есть!

Вспыхнул свет в окошке!»

А на столб ему залезть

Помогли две кошки.

(Е. Руженцев)

Каким образом создаётся многозначность?

Новые значения возникают разными путями: путем переноса названия по сходству : ручка (человека – двери), зерно (пшеницы – истины); в результате сходства выполняемых функций : перо (гусиное – стальное), кондуктор (должностное лицо, сопровождающее поезд – приспособление, направляющее инструмент);  в результате обозначения по смежности : выплавили чугун – купили большой чугун (изделие). Стр. 220-221: метафора, метонимия, синекдоха .

Новые значения возникают разными путями:

  • путем переноса названия по сходству : ручка (человека – двери), зерно (пшеницы – истины);
  • в результате сходства выполняемых функций : перо (гусиное – стальное), кондуктор (должностное лицо, сопровождающее поезд – приспособление, направляющее инструмент);
  • в результате обозначения по смежности : выплавили чугун – купили большой чугун (изделие).

Стр. 220-221: метафора, метонимия, синекдоха .

Домашнее задание Знать материал § 39, выучить  записи в тетради. Упр. 133, 135 – устно.

Домашнее задание

Знать материал § 39, выучить записи в тетради. Упр. 133, 135 – устно.