Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по русскому языку "Слово как лексическая единица", 10 класс»
Слово как лексическая единица
Какова основная мысль высказывания Виссариона Григорьевича Белинского?
«Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления».
Лексика и фразеология
В чем заключается особенность слова?
Библия: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».
Процесс творения, создания сопровождается процессом наименования . В этом заключается основное назначение слова – быть наименованием, знаком, выполнять номинативную функцию.
Лексическое значение
Каждое знаменательное слово имеет лексическое значение . ЛЗ слова – содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Носителем ЛЗ является основа слова.
Типы ЛЗ слова
ЛЗ различаются
По функции
По сочетаемости с другими словами
По происхождению
По способу наименования
номинативное
свободное
производное
прямое
несвободное
переносное
непроизводное
экспрессивное
Помимо ЛЗ слово может заключать в себе эмоциональную, экспрессивную оценку и стилистическую окраску.
Задание 1 . Проанализируйте каждое слово. Используя результаты вашего анализа, скажите, какие признаки могут совмещаться в слове?
Слово
Образность
Дом
Домишко
Экспрессивность
+
Эмоциональность
-
Крохотуля
Дурак
-
Оценочность
-
Сирень
Подлиза
Дармоед
Тусовка
Ржать
Курица (о человеке)
Однозначные (моносемантические) слова
1. Имена собственные: Яна Гилёва .
2. Недавно возникшие слова: прокрастинатор (кто из вас?).
3. Обозначают предмет специального употребления: парта .
4. Термины: филология.
Явление многозначности в русском языке
Многозначностью, или полисемией , называется свойство слов употребляться в разных значениях.
Задание 2. Найдите многозначные слова в данных текстах.
1) За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
(Г. Бойко)
2) Вот шофер какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел? –
Лучше взял бы да и съел!...
(А. Шибаев)
3) Со столба кричит он: «Есть!
Вспыхнул свет в окошке!»
А на столб ему залезть
Помогли две кошки.
(Е. Руженцев)
Каким образом создаётся многозначность?
Новые значения возникают разными путями:
- путем переноса названия по сходству : ручка (человека – двери), зерно (пшеницы – истины);
- в результате сходства выполняемых функций : перо (гусиное – стальное), кондуктор (должностное лицо, сопровождающее поезд – приспособление, направляющее инструмент);
- в результате обозначения по смежности : выплавили чугун – купили большой чугун (изделие).
Стр. 220-221: метафора, метонимия, синекдоха .
Домашнее задание
Знать материал § 39, выучить записи в тетради. Упр. 133, 135 – устно.