СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Воспитание на уроках математики"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация для учителей , для которых важно не только передать свои знания, но воспитывать подрастающее поколение .

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Воспитание на уроках математики"»

Воспитание на уроках математики  (из опыта работы) Шаварикова С.Б.- учитель математики МКОУ ЮСОШ

Воспитание на уроках математики (из опыта работы)

Шаварикова С.Б.- учитель математики МКОУ ЮСОШ

Воспитание в процессе обучения  Воспитание школьников в процессе обучения во многом обусловлено спецификой изучаемого предмета, поэтому в деятельности каждого учителя на первый план выдвигается его умение воспитывать учеников в процессе преподавания своей дисциплины. Воспитательная работа преподавателя математики очень многогранна, и она сопутствует обучению на всем его пути.

Воспитание в процессе обучения

Воспитание школьников в процессе обучения во многом обусловлено спецификой изучаемого предмета, поэтому в деятельности каждого учителя на первый план выдвигается его умение воспитывать учеников в процессе преподавания своей дисциплины. Воспитательная работа преподавателя математики очень многогранна, и она сопутствует обучению на всем его пути.

Изучение темы «Масштаб»  Изучаемый предмет приобретает интерес для учеников именно тогда, когда преподавание все время сопровождается практическими приложениями. Все обучение математике должно сопровождаться умелым использованием иллюстраций и задач практического характера, которые в изобилии можно почерпнуть из окружающей жизни

Изучение темы «Масштаб»

Изучаемый предмет приобретает интерес для учеников именно тогда, когда преподавание все время сопровождается практическими приложениями. Все обучение математике должно сопровождаться умелым использованием иллюстраций и задач практического характера, которые в изобилии можно почерпнуть из окружающей жизни

 Трудовое воспитание обучающихся.  Трудовое воспитание школьников в процессе обучения математике идет в различных направлениях. Вот некоторые из них:  Плодотворный труд ученика на уроке возможен лишь при соблюдении определенных условий, а именно:  1) воспитание умения и потребности трудиться;  - усвоение учениками каждой математической информации, сообщенной учителем;  2) формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности;  - разнообразие методов обучения на уроке (рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся, беседа и т.д.)  3) развитие способности применять полученные знания к решению практических задач.  -сочетание коллективной и индивидуальной работы школьников на уроке и др.

Трудовое воспитание обучающихся.

Трудовое воспитание школьников в процессе обучения математике идет в различных направлениях. Вот некоторые из них:

Плодотворный труд ученика на уроке возможен лишь при соблюдении определенных условий, а именно:

1) воспитание умения и потребности трудиться;

- усвоение учениками каждой математической информации, сообщенной учителем;

2) формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

- разнообразие методов обучения на уроке (рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся, беседа и т.д.)

3) развитие способности применять полученные знания к решению практических задач.

-сочетание коллективной и индивидуальной работы школьников на уроке и др.

Проверка усвоения материала  В течение всего урока важно обеспечить контроль над усвоением материала учащимися. В практике преподавания это достигается в первую очередь применением формы изложения: вопрос-ответ. Все же надо отметить, что вопросы, контролирующие усвоения нового материала, чаще всего задаются сильным ученикам. Такой ученик скорее найдет правильный ответ. Однако в этом случае учитель не всегда получает полное представление о знаниях школьников. Чтобы избежать этого, он должен задавать вопросы слабым ученикам, привлекая их к активной и творческой работе на уроке. Это в конечном итоге приводит к общему ритму работы в классе.

Проверка усвоения материала

В течение всего урока важно обеспечить контроль над усвоением материала учащимися. В практике преподавания это достигается в первую очередь применением формы изложения: вопрос-ответ. Все же надо отметить, что вопросы, контролирующие усвоения нового материала, чаще всего задаются сильным ученикам. Такой ученик скорее найдет правильный ответ. Однако в этом случае учитель не всегда получает полное представление о знаниях школьников. Чтобы избежать этого, он должен задавать вопросы слабым ученикам, привлекая их к активной и творческой работе на уроке. Это в конечном итоге приводит к общему ритму работы в классе.

 Идейно-нравственное воспитание.    Для воспитания упомянутых выше качеств личности неизбежным является обращение к эмоциям учащихся. При этом в каждом отдельном случае должны быть затронуты различные эмоции. Для воспитания чувства уважения к великим достижениям человеческого интеллекта существенно отметить некоторые конкретные завоевания. Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость от маленького открытия, находки, неожиданного решения задачи. Это явление математике свойственно больше, чем другим школьным предметам. Кроме того, что чувства радости и удовлетворения от творческого труда прекрасны сами по себе, они оказывают очень сильное воспитательное воздействие. Таким образом, занятия математикой способствуют достижению общей воспитательной цели – пониманию того, что смысл жизни человека состоит в труде и особенно прекрасен творческий труд.

Идейно-нравственное воспитание.

Для воспитания упомянутых выше качеств личности неизбежным является обращение к эмоциям учащихся. При этом в каждом отдельном случае должны быть затронуты различные эмоции. Для воспитания чувства уважения к великим достижениям человеческого интеллекта существенно отметить некоторые конкретные завоевания. Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость от маленького открытия, находки, неожиданного решения задачи. Это явление математике свойственно больше, чем другим школьным предметам. Кроме того, что чувства радости и удовлетворения от творческого труда прекрасны сами по себе, они оказывают очень сильное воспитательное воздействие. Таким образом, занятия математикой способствуют достижению общей воспитательной цели – пониманию того, что смысл жизни человека состоит в труде и особенно прекрасен творческий труд.

 Эстетическое воспитание.    Умелое преподавание математики, имеющей только ей присущие возможности, играет важную роль в процессе формирования гармонически развитой личности с помощью эстетического воспитания. Эстетическое воздействие на учащихся в немалой степени зависит от качества преподавания предмета: от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов и задач, организовать на уроке поиск рациональных путей их решения, показать красивые приемы быстрых вычислений.

Эстетическое воспитание.

Умелое преподавание математики, имеющей только ей присущие возможности, играет важную роль в процессе формирования гармонически развитой личности с помощью эстетического воспитания. Эстетическое воздействие на учащихся в немалой степени зависит от качества преподавания предмета: от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов и задач, организовать на уроке поиск рациональных путей их решения, показать красивые приемы быстрых вычислений.

Источники воздействия  Вдумчивые учителя из урока в урок показывают детям, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей. Непременность математических выводов, универсальность применений, романтичность ее истории, занимательные задачи и многое другое являются источниками эмоционального и эстетического воздействия математики на школьников.

Источники воздействия

Вдумчивые учителя из урока в урок показывают детям, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей. Непременность математических выводов, универсальность применений, романтичность ее истории, занимательные задачи и многое другое являются источниками эмоционального и эстетического воздействия математики на школьников.

 От эмоциональности ученика зависит работа его памяти. Хорошее запоминание учебного материала только тогда происходит как бы само собой, без особых усилий, когда ученик неравнодушен к изучаемому материалу, если предмет вызывает у него интерес. Только там, где разум и чувства в союзе, осуществляется глубокое понимание. Взволнованное отношение к познанию носит активный характер, эмоциональный подъем увеличивает возможности школьника.

От эмоциональности ученика зависит работа его памяти. Хорошее запоминание учебного материала только тогда происходит как бы само собой, без особых усилий, когда ученик неравнодушен к изучаемому материалу, если предмет вызывает у него интерес. Только там, где разум и чувства в союзе, осуществляется глубокое понимание. Взволнованное отношение к познанию носит активный характер, эмоциональный подъем увеличивает возможности школьника.

 Экономическое воспитание.    Еще в школе необходимо выработать у ребят навыки экономического мышления, потребность по-хозяйски относиться к народному добру, расчетливо вести дело, добиваться максимального эффекта при минимуме затрат труда и средств. Поэтому экономическое воспитание играет важную роль в подготовке школьников к жизни, к труду.

Экономическое воспитание.

Еще в школе необходимо выработать у ребят навыки экономического мышления, потребность по-хозяйски относиться к народному добру, расчетливо вести дело, добиваться максимального эффекта при минимуме затрат труда и средств. Поэтому экономическое воспитание играет важную роль в подготовке школьников к жизни, к труду.

В современном мире уже все чаще люди используют карточки в сфере экономической среды, с 14 лет ученики имеют право устраиваться на работу и в школе по заявлению детей и их родителей во время каникул становиться членами ремонтной бригады и работать по временному трудоустройству. Заработанные деньги перечисляются на индивидуальные именные карточки, которые ученики получают с сберегательных банках. Ребус: Составить словосочетание

В современном мире уже все чаще люди используют карточки в сфере экономической среды, с 14 лет ученики имеют право устраиваться на работу и в школе по заявлению детей и их родителей во время каникул становиться членами ремонтной бригады и работать по временному трудоустройству. Заработанные деньги перечисляются на индивидуальные именные карточки, которые ученики получают с сберегательных банках.

Ребус:

Составить словосочетание

Отвечаем на вопросы Что такое банк? Что такое процентный доход? Задача. Ты в банк положил 1000 рублей, под 11% годовых. Сколько будет на твоем счету через год? Через два? Решают. Что такое банка? Банка- это емкость, в которой хранят различные соленья, варенье. Можно использовать и в качестве копилки. Сколько денег ты накопишь за год, если будешь каждую неделю класть в банку по 50 рублей? А за 2 года? Скажите, вашим деньгам что-нибудь угрожает? (украдут, сами можете взять для каких – либо расходов,… ответы учеников) Как бы вы хранили свои деньги?

Отвечаем на вопросы

  • Что такое банк?
  • Что такое процентный доход?
  • Задача. Ты в банк положил 1000 рублей, под 11% годовых. Сколько будет на твоем счету через год? Через два? Решают.
  • Что такое банка?

Банка- это емкость, в которой хранят различные соленья, варенье. Можно использовать и в качестве копилки. Сколько денег ты накопишь за год, если будешь каждую неделю класть в банку по 50 рублей? А за 2 года?

  • Скажите, вашим деньгам что-нибудь угрожает?
  • (украдут, сами можете взять для каких – либо расходов,… ответы учеников)

Как бы вы хранили свои деньги?

Роль ученых-математиков Решить примеры и по результатам определить сколько дней длилась ВОВ, сколько дней была осада Ленинграда, дата рождения ветерана войны Эрдниева П.М.  Во все времена основным патриотическим долгом учащихся в период обучения в школе являлись: хорошая учеба, физическое развитие, воспитание в себе моральных и волевых качеств настоящего человека, защитника и гражданина своей страны. От защитников Родины Вооруженные силы любой страны, имеющей современную технику, требуют глубоких знаний точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики. В процессе обучения математике имеются большие возможности для военно-патриотического воспитания. Созданию благоприятной эмоциональной обстановки перед изложением нового материала способствует проведение короткой увлекательной беседы о значении математики в жизни человека (где это диктуется программой). Например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощности Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Патриотическое воспитание

Роль ученых-математиков

Решить примеры и по результатам определить сколько дней длилась ВОВ, сколько дней была осада Ленинграда, дата рождения ветерана войны Эрдниева П.М.

Во все времена основным патриотическим долгом учащихся в период обучения в школе являлись: хорошая учеба, физическое развитие, воспитание в себе моральных и волевых качеств настоящего человека, защитника и гражданина своей страны. От защитников Родины Вооруженные силы любой страны, имеющей современную технику, требуют глубоких знаний точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики. В процессе обучения математике имеются большие возможности для военно-патриотического воспитания. Созданию благоприятной эмоциональной обстановки перед изложением нового материала способствует проведение короткой увлекательной беседы о значении математики в жизни человека (где это диктуется программой). Например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощности Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

Патриотическое воспитание

  Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство  воспитания личных и коммуникативных способностей школьников.    Самостоятельная работа учеников, т.е. их работа в отсутствие учителя или без обращения к его помощи в течение какого-то времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, но от учителя зависит сделать этот процесс более успешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться.

Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство воспитания личных и коммуникативных способностей школьников.

Самостоятельная работа учеников, т.е. их работа в отсутствие учителя или без обращения к его помощи в течение какого-то времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, но от учителя зависит сделать этот процесс более успешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться.

 Заключение  Учитель математики всегда должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения. Основная задача обучения математике в общеобразовательной средней школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Обучение математике призвано содействовать выработке представлений о предмете математики, ее сущности и специфике ее метода, расширению и обогащению жизненного опыта человека.  

Заключение

Учитель математики всегда должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения. Основная задача обучения математике в общеобразовательной средней школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Обучение математике призвано содействовать выработке представлений о предмете математики, ее сущности и специфике ее метода, расширению и обогащению жизненного опыта человека.

 

Необходимо помнить правила: 1. Главным есть не предмет, а личность, которую вы формируете. 2. Помнить: сегодняшний активный ученик- завтрашний активный член общества. 3. Учить учиться. 4.Научить мыслить. 5. Учить применять изученный материал на практике. 6. Приучать думать и действовать самостоятельно 7. Развивать творческое мышление. 8. Показывать перспективы обучения. 9. Использовать схемы, планы 10. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. 11. Поощрять исследовательскую работу. 12. Должно быть осознанное обучение. 13. Человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов

Необходимо помнить правила:

1. Главным есть не предмет, а личность, которую вы формируете.

2. Помнить: сегодняшний активный ученик- завтрашний активный член общества.

3. Учить учиться.

4.Научить мыслить.

5. Учить применять изученный материал на практике.

6. Приучать думать и действовать самостоятельно

7. Развивать творческое мышление.

8. Показывать перспективы обучения.

9. Использовать схемы, планы

10. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

11. Поощрять исследовательскую работу.

12. Должно быть осознанное обучение.

13. Человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов