МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Бокситогорска» Условия успешной коррекции звукопроизношения дошкольников в условиях логопункта ДОУ Учитель - логопед: Камкина Александра Валерьевна
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, поскольку письменная речь формируется на основе устной.
Поэтому важно в дошкольном возрасте овладение ребенком нормированным звукопроизношением!
- Речевые нарушения у детей являются одной из серьезных проблем нашего времени. Бывает только перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе.
- Самое неприятное – это то, что с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.
Что же делать?
В нашем ДОУ работает логопедический пункт,
целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи.
Цель работы логопункта в ДОУ:
На логопункте числится 25 детей в течение всего учебного года . Продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет :
6 месяцев - с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения речи, 8 месяцев - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи, 16 месяцев - с детьми, имеющими ОНР.
Указанные сроки примерны.
Диагностика.
- В начале учебного года моя работа начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 3-х летнего возраста, обследуются в течении года. Обязательно вместе с педагогами выявляем детей группы риска.
- Это позволяет быстро определить ближайшую зону развития ребёнка и совместно:
- довести речевое развитие ребёнка до нормы на логопункте, либо выбрать более эффективный образовательный маршрут. (перевод в логопедический д/с)
В первую очередь в список включаются дети шестилетнего возраста, выпускаемые в школу.
При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются дети пятилетнего возраста.
Содеражание работы.
Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия . Занятия кратковременные (20 мин.), 2 раза в неделю.
Групповые занятия проводятся раз в неделю, на которых изучается определенные звуки и буква. Каждую неделю они меняются и ведется подготовка к освоению грамоты.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Этапы логопедического воздействия:
I . Подготовительный.
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе идет работа одновременно по нескольким направлениям:
-формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- отработка опорных звуков.
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование направлений воздушной струи;
- развитие фонематического слуха;
- отработка опорных звуков.
II . Этап постановки звука.
Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука, нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим).
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Звуки ставятся с помощью различных способов, методов и средств.
К следующему этапу автоматизации звука перехожу только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
III . Этап автоматизации звука.
Цель этого этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой, т.е. в обычной речи. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
VI . Этап дифференциации.
Иногда в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. Но в логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации .
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы произношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укрепление мышцы губ, языка и развитие их подвижности.
Дыхательная гимнастика
Необходимое условие правильного звукопроизношения – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки», «Осенние листья», «Вертушка», «Прожорливые фрукты».
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Подуй на шарик», «Мыльные пузыри», «Буль - бульки», «Футбол».
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится это делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не может узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.
«Будь внимателен», «Поймай звук»,
«Поймай слово», «Исправь меня».
Игры, которые способствуют развитию фонематического слуха.
«Посели картинку в домик» , «Посчитай звуки»
Совместная работа с родителями!
Важна на каждом этапе коррекции звукопроизношения:
-Посещение консультаций, родительских собраний.
Совместная работа с родителями!
- Выполнение домашних заданий и рекомендаций логопеда
ответственность родителей!
Коррекция - процесс слишком кропотливый и индивидуальный, и в результатах в первую очередь заинтересованы родители .
Поэтому они являются главными союзниками в исправлении дефектов речи своего ребёнка.
Но не все, к сожалению, это понимают!
Просветительская работа с родителями.
- На логопункте в течении года занимается 25 детей с пяти лет. Ежедневно занятия посещают 11 детей. Конечно, к этой работе в качестве помощников должны подключаются и воспитатели. Такое союзничество необходимо, так как ОНР, да ещё на фоне дизартрии в условиях логопункта одному логопеду не удастся исправить. Но у нас пока к сожалению данная практика отсутствует!
Медицинская помощь грамотного невропатолога при наличии дизартрии у ребенка! ответственность родителей Выполнение рекомендаций врача (электрофорез, массаж, амплипульс и т.д.)
Творческая работа логопеда:
-реализация различных проектов: 1.«Язычок
наш не ленись»,
2.«Логопедические сказки про Язычок»
3.«Мой любимый звук и буква»
4.Проведение мероприятия
«Неделя логопедии»
Открытые просмотры занятий для родителей.
Проведение занятий вне стен детского сада.
- Немаловажен эмоциональный контакт с ребенком, его поддержка и мотивация !Подбор индивидуального подхода с учетом тех или иных особенностей ребенка!
Залог результативной коррекционной логопедической деятельности на логопункте – взаимодействие. Оно заключается в том, что воспитатели и родители должны понимать, что в основном ответственность за развитие ребёнка несут они и - идти на взаимодействие, воспринимая деятельность логопеда, как необходимую помощь и поддержку. А логопед берёт на себя всю моральную ответственность за состояние речи и охотно сотрудничают.
Немаловажным является уровень профессионализма специалиста логопункта, его постоянное обучение, участие в вебинарах, прохождение курсов повышения квалификации.
УРА!!! У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ!!!
Спасибо за внимание!