МБОУ «МИЧУРИНСКАЯ СОШ» Тема урока: «Причастие как глагольная форма»
Гусейнова Гюльмира Фармановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мичуринская СОШ»
ЦЕЛЬ :
Обобщить изученное о причастии как глагольной форме в рамках подготовки к ЕГЭ
Задачи:
- 1.Повторить грамматические признаки причастия.
- 2. Повторить правописание суффиксов причастий.
- 3.Развивать умение определять способ обособления согласованных определений.
- 4.Знать правила замены придаточных причастными оборотами.
1. Какой? Каков?
2. Признак предмета по действию
3. Сочетает признаки глагола и прилагательного.
4. Определение, сказуемое
Грамматические признаки глагола
- 1.Переходность (любящий родину) – непереходность (бегающий быстро)
- 2.Возвратность- невозвратность
- 3. Вид: совершенный, несовершенный
- 4.Время: настоящее – прошедшее
Грамматические
признаки прилагательного
1.Род
2.Число
3.Падеж
4.Полная и краткая форма
у страдательных причастий
Действительные
Настоящее время
-ущ-
-ащ-
Прошедшее время
-ющ-
-вш-
Страдательные
-ящ-
I c пр.
-ш-
II c пр.
-ом-
-ем-
-им-
-енн-
-т-
-нн-
Правописание суффиксов
прошедшего времени
- Л-, -ВШ-, -Ш-, -ЕНН-, -НН-, - В -, - ВШИ-
пиши гласную от инфинитива,
НО: - И ТЬ - - Е НН -
Зате я ть , зате я вший, зате я нный, зате я в
Кле и ть, кле и л, кле и вший, закл е енный, закле и в
-Н-
НЕ -, нет
- НН-
Нет - ОВА - , - ЕВА -
Нет зависимого слова
Есть
Нес овершенный вид,
Краткое причастие
Есть зависимое слово
Есть – ОВА -, - ЕВА -
С овершенный вид
Запомни
1. Нежда нн ый, негада нн ый, нечая нн ый, невида нн ый, неслыха нн ый, недрема нн ый, свяще нн ый, жела нн ый, медле нн ый, чва нн ый, чека нн ый.
2. Проще н ое воскресение, назва н ый брат, посаже н ый отец, конче н ый человек.
3. Кова н ый, жева н ый, ране н ый,
НО: подкова нн ый, сжева нн ый,
ране нн ый в бою
А20 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
1. Хорошая книга (1) это подарок (2) завещанный автором человеческому роду.
1) 1; 2) 1, 2; 3) 2; 4) нигде.
2. Вовремя прочитанная (1) книга (2) может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
1) 1; 2) 1, 2; 3) 2; 4) нигде.
3. Без некоторых книг (1) не пережитых в детстве (2) и отрочестве (3) сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной.
1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 3.
А-6
Замена придаточного
причастным оборотом невозможна :
1 . Если у союзного слова есть предлог .
2. Если союзное слово КОТОРЫЙ стоит в Р.,Д.,Т.,П. падежах .
3. В главном предложении есть указательное слово ТО,ТАК, ТАКОЙ …
4. В придаточном есть частица Б,БЫ, сказуемое в будущем времени
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- 1. Разве не смело встретили мы нашу судьбу, храня в сердце все то спокойствие, мир, доброту, которые нашли за волшебной дверью книг?
- 2. Приучите человека к чтению, и вы его осчастливите. Вы введете его в общество мудрецов и остроумцев; его друзьями станут самые нежные, чистые и мужественные люди, которые были украшением человечества во все времена.
- 3. Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.
- 4. Книга – это та живая нить, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром.