СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины зажатого голоса и пути устранения этого недостатка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие ученики от природы или в результате подражания любимым исполнителям приходят в класс, имея определенные недостатки в звучании голоса. Это может быть горловой, зажатый, гнусавый, плоский «белый звук» или глухой, сиплый, резкий тембр и другие. Подобные недостатки возникают от нарушения в работе различных отделов голосового аппарата и могут быть исправлены совсем или частично в результате правильного воспитания голоса.

Просмотр содержимого документа
«Причины зажатого голоса и пути устранения этого недостатка»

Причины зажатого голоса и пути устранения этого недостатка.

Л.А. Теринцова

Тамбовский колледж искусств

Многие ученики от природы или в результате подражания любимым исполнителям приходят в класс, имея определенные недостатки в звучании голоса. Это может быть горловой, зажатый, гнусавый, плоский «белый звук» или глухой, сиплый, резкий тембр и другие. Подобные недостатки возникают от нарушения в работе различных отделов голосового аппарата и могут быть исправлены совсем или частично в результате правильного воспитания голоса.

Очень часто голос страдает от эмоциональных, интеллектуальных и душевных зажимов. Все эти помехи психофизического свойства. При сдерживании эмоций образуется дыхание достаточное только для формирования малых вибраций, а для компенсации - мышцы горла, языка, губ несут двойную нагрузку. В результате получается скованный, неуверенный звук. Упражнения по снятию физического и нервного напряжения с гортани лучше всего проводить на материалах неизвестных ученику. Рациональнее всего для работы выбрать вокальное произведение лирического характера, так как оно несет определенное смысловое и эмо­циональное содержание, нежели отвлеченное упражне­ние. Ученик будет занят мыслью, чувством и технологией одновременно, а это в свою очередь способствует комплексной работе нервно-мышечного механизма звукообразования.

К недостаткам тембра относится форсиро­ванное звучание голоса. Оно определяется не абсолютной громкостью звука, а чрезмерной его силой для данного ученика. Голосовые связки начинают работать, исходя из задачи удержать непомерное воздушное давление. В результате ученик старается сопутствующими движениями помочь этой непосильной работе гортани и теряет лучшую координацию в работе голосового аппарата. Вместе с ней уходят и лучшие качества голоса. Форсированное звучание трудно поддается исправлению, но при постоянной, сис­тематической работе над голосом можно в большинстве случаев достичь возвращения его утраченных качеств. Для этого следует упорно работать над качеством певческого тона, снимая лишнее напряжение на упражнениях, вокализах, и позднее - на правильно подобранном репертуаре.

Эффективным способом в борьбе с форсировкой звука является включение в репертуар ученика более спокойных произведений элегического плана. Само содержание произведения должно на­талкивать ученика на более мягкое спокойное звучание. Или напротив, включать в репертуар упражнения и произведения, написанные в быстром темпе, тре­бующим изящества и гибкости исполнения. Медленные упражнения позволяют допустить форсировку, а быстрые - нет. Если голос форсирован - бы­стрые движения аппарата не удаются. Поэтому рабо­та над развитием беглости приводит к большей гибкости голоса, освобожда­ет голосовой аппарат от лишних напряжений, вырабатывает более правильную координацию между всеми органами, участвующими в голосообразовании. Ученик должен понять, что сила и громкость неравнозначные понятия.

Причиной горлового, плоского, зажатого звучания является неправильная работа гортани. Этот недостаток целиком зависит от режима работы голосо­вой щели. Как установлено, слуховое ощущение зажатости звука зависит от слишком удлиненной, акцентированной фазы смыкания голосовой щели. Певческий аппарат оказывается включенным в работу с большей энергией, чем это необходимо (гортанный сфинктер). Для исправления этого дефекта в тембре, следует давать такие упражнения, которые бы способствовали понижению тонуса гортанного сфинкте­ра, удлиняли бы фазу размыкания связок. Лучшим средством борьбы с зажатостью является придыхательная атака, которая приучает гортанный затвор работать большим пропуском воз­духа за счет менее плотного смыкания голосовой щели. Придыхательная атака уменьшает фазу смыкания голосовых связок и приводит гортань в бо­лее правильную координацию с дыханием. Придыхательную атаку следует давать как прием на определенное время, переходя затем на мягкую атаку, которой и следует пользоваться постоянно голосам, склонным к зажатости, к горловому звучанию.

Правильной работе гортанного сфинктера у зажатых голосов будет способствовать прикрытие звука, особенно на таких гласных как «О» и «А». Не будет содействовать избавлению от зажатости пение в открытом грудном регистре у мужских голосов, особенно на верхних звуках. Нахожде­ние микстового звучания на всем диапазоне связано с более свободной ра­ботой голосовой щели. К расслаблению от зажатости ведет фальцетное звучание. Работа над фальцетом - прием к нахождению новой координации в работе гортанного сфинктера.

Часто выразительности голоса мешает носовой резонатор. Это самый сильный, доминирующий, но лишающий голос выразительности. Если мягкое нёбо опущено, а корень языка приподнят, мышцы напрягаются для поддержки голоса и становится невозможно передать интонационные нюансы.

Привычные психологические зажимы часто мешают четкой артикуляции губ. Челюсть должна быть свободной, а язык иметь определенную подвижность, чтобы можно было правильно расположить его во рту в зависимости от задачи по извлечению звука. Основные требования к работе артикуляционного аппарата — естественность и активность. В работе над освобождением артикуляционного аппарата непременное условие - не заниматься до усталости, так как она может вызвать новые зажатия - как дыхания, так и артикуляции. Обращать внимание на четкое произношение окончаний в словах, это улучшает дикцию. Не укрупнять и слишком не утрировать согласные звуки. Певческий голос отличается от разговорного только диапазоном и более богатой окраской.

При эстрадном пении у певца возникают дополнительные трудности: исполняя песню, он танцует и эмоционально - напряженно кричит или шепчет и т.п., т.е. его голосовой аппарат постоянно работает в разных режимах. Важно отметить, что речевой принцип звукоизвлечения не имеет защитного механизма для голосовых связок (в нашей бытовой речи это и не нужно из-за малой силы звука по сравнению с профессиональным пением). Проблема многих эстрадных исполнителей кроется в том, что они пытаются речевой манерой усилить эмоциональное воздействие на слушателя, не пользуясь резонаторами, что сильно травмирует связки, а нужный эффект так и не достигается. Резонансный принцип голосообразования позволяет петь «piano» вплоть до тихого шепота. При речевой манере этот звук не будет слышен даже в первом ряду, а при резонансном механизме любое pianissimo слышно во всех рядах большого концертного зала. Поэтому очень важно научиться использовать резонансный певческий принцип в исполнении «речевых» фрагментов, как это и делают профессиональные певцы.

При исправлении дефекта голоса педагог должен использовать различные вокальные приемы. Так как недостатки в тембре голоса возникают от нарушения в рабо­те различных отделов голосового аппарата, то над их исправлением следует работать, установив причину того или иного недостатка. И если педагог пра­вильно работает с недостатками, тембр голоса может быть значительно улучшен.

Воспитание певческого голоса - это сложный процесс организации правильного взаимодействия таких важных компонентов, как: дыхание, работа гортани, артикуляционного аппарата. Каждый из этих компонентов, действующих в процессе фонации в нерасторжимом единстве, необходимо совершенствовать.