СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Прекрасно там, где пребывает милосердие. Добро или зло. Твой нравственный выбор" Классный час в группе № 7 специальность «повар, кондитер»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Прекрасно там, где пребывает милосердие. Добро или зло. Твой нравственный выбор" Классный час в группе № 7 специальность «повар, кондитер»

Просмотр содержимого документа
«"Прекрасно там, где пребывает милосердие. Добро или зло. Твой нравственный выбор" Классный час в группе № 7 специальность «повар, кондитер»»

"Прекрасно там, где пребывает милосердие. Добро или зло. Твой нравственный выбор" Классный час в группе № 7 специальность «повар, кондитер»


Форма проведения: классный час-размышление.

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.

  • Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.

  • Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

  • добро и зло

  • доброта

  • милосердие

Методы обучения:

  • Беседа

  • Упражнения

  • Работа в группах.

1. Психологическая разминка

педагог: Девушки и юноши! Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы детей.

Приложение 1. Слайд 1

педагог: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей.

педагог: Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа: “Добро или зло – твой нравственный выбор”.

Приложение 1. Слайд 2.

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое добро и зло?

  • Добро и зло в нашей жизни

  • Человек и обстоятельства

  • Милосердие

Ответы детей.

2. Работа с понятиями

педагог: Как вы понимаете значение слов "добро и зло"? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это ...»
«Добрый человек – это ... »
«Милосердие – это…»

Одна пара работает по словарю Даля.

Приложение 1. Слайд 3

педагог: Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).

Приложение 1. Слайд 4

– Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.

3. Инсценировка

Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. 
— Конечно, нет! — ответил юноша. 
— А воровать? 
— Нет. 
— А убивать? 
— Нет... 
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

педагог: Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.

педагог: Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.

Приложение 1. Слайд 5.

педагог: Посмотрим с вами отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете сказать? Совершил Сергей хороший поступок или нет? Как вы думаете? Ответы детей.

педагог: Вот видите. Вам трудно ответить на этот вопрос. Его поступок нельзя назвать положительным, потому что он преследовал другую цель, чтобы никто не услышал выстрела, чтобы не собрались жители деревни и не разоблачили их… Как вы думаете, какого разоблачения они боялись? Ответы детей.

педагог: Значит, друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. 
Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Ребята, а кто из вас может сказать, что он по настоящему добрый человек? Ответы детей.

педагог: Помните, мы проводили с вами анкету, где я просила назвать самого доброго человека в классе? Посмотрите, пожалуйста, на экран. 
Большинство назвали… Такой же вопрос я задала вашим учителям и получила ответ… (мнения совпали, не совпали)

4. Изучение основной проблемы

У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:

  • Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

  • Можно ли принудить человека быть добрым?

  • Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Давайте порассуждаем.

Ответы детей.

педагог: Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему? Ответы детей.

педагог: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.

Приложение 1. Слайды 6-13

педагог: Зло и добро живут в нашем мире.

Антитеза

Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять)

  • Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. ( расизм, геноцид, экстремизм)

  • Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.

  • Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.

  • Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.

  • Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

  • Добро – когда миром правит любовь!

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Ответы детей.

педагог: Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.

педагог: Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Ответы детей.

педагог: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года...Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. И мы в этом участвовали. Сшитые вами мягкие игрушки были отправлены детям Беслана.

– Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на митинг?

педагог: Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы, приготовленные вашими одноклассниками.

5. Рассказ первый

«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой — из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.

педагог: Спасибо. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.

– Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.

Рассказ второй

«Подвиг в мирное время»

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и… произойдёт непоправимое… Трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там 6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям назло…»)

педагог: Спасибо. У меня к вам вопросы:

– Что заставило Сергея, рискуя жизнью, отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному»? Ответы детей.

педагог: Упражнения-тренинги

Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость,злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости — страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?

6. Упражнения «Выпустите пар», «Рычите»

Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

Упражнение «Объясните»

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»

1) Потому что он плохо относится ко мне? 
2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других? 
3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже? 
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка? 
5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие Человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, изгоям рода человеческого, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни — увеличивать добро в мире».

Приложение 1. Слайд 13

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем цветы или один цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете по группам, парам или индивидуально, как хотите. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.

Мысли мудрых

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».

Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.

(Гёте)

Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл, 
Но поклонись ему:
Он человеком был

(Р. Гамзатов)

Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». 
Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». 
Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе». 
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях». 
Лев Толстой: «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». 
Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям». 
Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно». 
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому» 
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём». 
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубилозло».

Зачитывание учащимися пожеланий написанных на лепестках и прикрепление лепестков к доске, серединку ромашки заполнял социальный педагог, который, прочитав свои пожелания, соединил лепестки цветка.

педагог: На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.





























Отчет о проведении классного часа в группе № 7 на тему: "Прекрасно там, где пребывает милосердие. Добро или зло. Твой нравственный выбор"


Форма проведения: классный час-размышление.

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.

  • Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.

  • Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

  • добро и зло

  • доброта

  • милосердие

Методы обучения:

  • Беседа

  • Упражнения

  • Работа в группах.

Классный час проводился с использованием презентации. Цели и задачи достигнуты.. В ходе проведения урока учащиеся слушали музыку, работали со словарями, отвечали на вопросы

  • Что такое добро и зло?

  • Добро и зло в нашей жизни

  • Человек и обстоятельства

  • Милосердие

В ходе урока проводились тренинги и анкетирование, учащиеся читали высказывания мудрых о добре, зле и милосердии. Активными были Шовгуров Владимир, Жигульский Александр, Золотарев Сергей, Хенов Вячеслав, Турланова София, Михайлова Татьяна, Варавкина Анастасия

Классный руководитель Каширская Т.Н.