Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Репинская средняя общеобразовательная школа»
Гайского городского округа Оренбургской области
Выступление на педагогическом совете
«Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения»
Подготовила: Ильина И. В., учитель начальных классов,
I квалификационной категории
МБОУ «Репинская СОШ»
2024 г.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Что раскрывает понятие «функциональная грамотность», какие признаки функционально грамотной личности?
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Функциональная грамотность младшего школьника-это:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Креативное мышление
Глобальные компетенции
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Для младшего школьника –это добываю, применяю, оцениваю, готов к саморазвитию.
Цель для учителя: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо применять следующие приемы
-Технология проектной деятельности.
-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.
-Уровневая дифференциация обучения
-Информационные и коммуникативные технологии
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности:
Групповая форма работы;
Игровая форма работы;
Творческие задания;
Тестовые задания;
Практическая работа;
Ролевые и деловые игры;
Исследовательская деятельность.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели.
Приемы, создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу:
Погружение в тему, сказку (показывается фрагмент сказки-видео или аудио)
Музыка, фрагмент фильма (звучит музыка или фрагмент фильма)
Эпиграф, стихотворение(читается учеником или учителем высказывание автора, учёного, писателя, поэта)
Приём "Шаг за шагом"
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Например, по теме: «Природные зоны», « Глагол», «Табличное умножение на 8», « Морфемы» и т.д.
Приемы мотивации и постановки темы урока:
Удивляй! и «Яркое пятно», приём «Я возьму тебя с собой», кроссворды и ребусы
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно».
Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Например, дети уже знают, чтобы решить задачу, надо познакомиться с её условием, это важно…Вот, начиная урок, учитель говорит:
- А верите ли вы, что в математике существует задачи, не имеющие условий? Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки (прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока? Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся.
Приёмы изучения нового и закрепления материала: кластер, ассоциации, хорошо-плохо .
Приём «Хорошо - плохо».
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема: «Погода». Одним из природных явлений является снег.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Приемы активизации мыслительной деятельности.
«Ложная альтернатива».
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Например, учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа.
Например:
Кто быстрее летает- собака или мышь?
Что растет на осине – шишки или орехи?
Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи?
Слово «гр…бы" - пишется как «гребы" или «грябы"?
Столица России – Рязань или Лондон?
Сколько будет 17 + 3? 15 или 30 ?
Приём «Да - нет».
Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ. Предлагаю апробировать этот прием в действии по теме «Планеты Солнечной системы». Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы:
Это планета земной группы? (-)
Эта планета – гигант? (+)
Эта планета имеет кольцо? (-)
Это самая большая планета? (+)
Вывод: ЭТО ЮПИТЕР
Диктант с постукиванием
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Приёмы актуализации знаний.
Прием «Живые буквы»
Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.
Приемы развития математической грамотности:
1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Эксперт проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.
Приемы закрепления изученного материала и рефлексии: «Собери рюкзачок», «Займись синтезом», «Синквейн».
«Собери рюкзачок».
Данный вид рефлексии можно использовать на уроках после изучения большого раздела. «Вот рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, «Я научилась хорошо определять части речи в предложениях» или «Я хорошо научилась различать именительный и винительный падежи»».
Приём «Синквейн»
Универсальный и эффективный приём, который создаёт, повышает и усиливает успех методов обучения учащихся.
Сказка (сущ.). (Сказка- ложь, да в ней – намёк)
Волшебная, бытовая (два прилаг.).
Читать, пересказывать, учить. (три глагола).
Фантазия. (одно сущ.-синоним первого сущ.).
Русский язык (Один из предметов в школе)
Великий, могучий.
Учится, преподаётся, развивается.
Россия
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.