СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Репинская средняя общеобразовательная школа»

Гайского городского округа Оренбургской области










Выступление на педагогическом совете

«Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения»





























Подготовила: Ильина И. В., учитель начальных классов,

I квалификационной категории

МБОУ «Репинская СОШ»



2024 г.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

Что раскрывает понятие «функциональная грамотность», какие признаки функционально грамотной личности?

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность младшего школьника-это:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Креативное мышление

Глобальные компетенции

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для младшего школьника –это добываю, применяю, оцениваю, готов к саморазвитию.

Цель для учителя: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо применять следующие приемы

-Технология проектной деятельности.

-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.

-Уровневая дифференциация обучения

-Информационные и коммуникативные технологии

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности:

Групповая форма работы;

Игровая форма работы;

Творческие задания;

Тестовые задания;

Практическая работа;

Ролевые и деловые игры;

Исследовательская деятельность.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели.

Приемы, создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу:

Погружение в тему, сказку (показывается фрагмент сказки-видео или аудио)

Музыка, фрагмент фильма (звучит музыка или фрагмент фильма)

Эпиграф, стихотворение(читается учеником или учителем высказывание автора, учёного, писателя, поэта)

Приём "Шаг за шагом"

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Например, по теме: «Природные зоны», « Глагол», «Табличное умножение на 8», « Морфемы» и т.д.

Приемы мотивации и постановки темы урока:

Удивляй! и «Яркое пятно», приём «Я возьму тебя с собой», кроссворды и ребусы

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно».

Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, чтобы решить задачу, надо познакомиться с её условием, это важно…Вот, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в математике существует задачи, не имеющие условий? Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки (прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока? Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся.

Приёмы изучения нового и закрепления материала: кластер, ассоциации, хорошо-плохо .

Приём «Хорошо - плохо».

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема: «Погода». Одним из природных явлений является снег.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

- Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.

Кроме этого формируются:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия;

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Приемы активизации мыслительной деятельности.

«Ложная альтернатива». 

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Например, учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа.

Например:

Кто быстрее летает- собака или мышь?

Что растет на осине – шишки или орехи?

Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи?

Слово «гр…бы" - пишется как «гребы" или «грябы"?

Столица России – Рязань или Лондон?

Сколько будет 17 + 3? 15 или 30 ?

Приём «Да - нет».

 Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ. Предлагаю апробировать этот прием в действии по теме «Планеты Солнечной системы». Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы:

Это планета земной группы? (-)

Эта планета – гигант? (+)

Эта планета имеет кольцо? (-)

Это самая большая планета? (+)

Вывод: ЭТО ЮПИТЕР

Диктант с постукиванием

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. 

 Приёмы актуализации знаний.

Прием «Живые буквы»

Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.


Приемы развития математической грамотности:

1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Эксперт проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.

Приемы закрепления изученного материала и рефлексии: «Собери рюкзачок», «Займись синтезом», «Синквейн».

«Собери рюкзачок».

Данный вид рефлексии можно использовать на уроках после изучения большого раздела. «Вот рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, «Я научилась хорошо определять части речи в предложениях» или «Я хорошо научилась различать именительный и винительный падежи»».

Приём «Синквейн»

Универсальный и эффективный приём, который создаёт, повышает и усиливает успех методов обучения учащихся.

Сказка (сущ.). (Сказка- ложь, да в ней – намёк)

Волшебная, бытовая (два прилаг.).

Читать, пересказывать, учить. (три глагола).

Фантазия. (одно сущ.-синоним первого сущ.).


Русский язык (Один из предметов в школе)

Великий, могучий.

Учится, преподаётся, развивается.

Россия

 

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.

Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.