СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования навыка чтения у младших школьников с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования навыка чтения у младших школьников с нарушением интеллекта»

Автор: учитель Бедякшина Дарья Сергеевна

Приемы формирования навыка чтения у младших школьников с легкой умственной отсталостью

Характеристика чтения

Наименование приема и пример использования (не менее 5 на каждую характеристику)

Правильность чтения

1. Отработка произношения гласных звуков

- сделать вдох и произнести все гласные звуки хором

- произнести сочетания звуков [а-у, э-и…]

2. Отработка четкого произношения парных согласных звонкие/глухие

- Д-Т; Б-П; З-С; Г-К..

3. Отработка произношения согласных в сочетании с гласными

- МА, МО, МУ, МИ…

4. Чтение по цепочке до первой ошибки

- ученики начинают читать по цепочке, когда первый ученик допускает ошибку, читает следующий ученик и так далее по порядку.

5. Работа над ударением

- например, чтение стихотворение/загадок

Сладок он, друзья, на вкус,

А зовут его …(арбуз)

6. Чтение родственных слов

- лес-лесок; шел-пошел..

7. Чтение слов, отличающихся одной буквой

- муха-муха; сок-сом; мишка-мышка..

8. Сопряженное чтение

- учитель начинает читать текст вместе с учениками, затем на время он замолкает и дети продолжают читать хором без учителя.

9. Медленное чтение учителя

- текст до этого уже был прочитан, ученики хорошо с ним знакомы; учитель вслух медленно читает текст, делая акцент на ударении, на правильном произношении слов.

Осознанность чтения

1. Беседа по прочитанному

- ученики прочитали басню «Зеркало и обезьяна», можно их спросить: «Какие главные герои в данной басне?», «Какой совет дал медведь обезьяне?», «Какая мораль данной басни?»

2. Составление плана текста

- например, ученики прочитали статью и необходимо составить план статьи с дальнейшим пересказом

3. Пересказ текста

- «Только что мы прочитали сказку «Колобок», давайте попробуем ее пересказать, с чего все начиналось?»

4. Объяснение новых слов (словарная работа)

- перед чтением нового произведения необходимо объяснить детям слова, которые там встретятся, слова, которые им еще неизвестны и могут быть непонятны, например: «Сейчас мы с вами будем читать сказку «Колобок», вам там встретятся новое, еще незнакомое слово. «Сусек» - это устаревшее слово, которое сейчас практически не говорят и означает оно «ящик для хранения муки».

5. Определение главной мысли текста

- «Ребята, чему нас учит сказка «Колобок»? Какая ее главная мысль?»

6. Моделирование примеров из жизни

- на уроке ученики прочитали текст, в котором главная мысль была о том, что необходимо беречь своих близких людей и ученики исходя из этой мысли должны придумать/вспомнить пример из жизни.

Беглость чтения

1. Запоминание картинок

- показать несколько картинок ученикам, они должны их запомнить в течение 10 секунд; потом добавить эти картинки к другим, не знакомым и попросить найти те, которые он запомнил.

2. Смысловая догадка

- «Прочитайте заголовок, как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?»

- «Рассмотрите иллюстрации. Составьте по ним небольшой рассказ из 3-4 предложений.»

- ученики прочитали первую часть текста; «Как вы думаете, чем закончится рассказ?»

3. Поиск слов в тексте

- «Пробегитесь глазами по тексту и скажите мне, сколько раз встречается слово «собака»?»

4. Прием подсчета слов

- ученики читают текст за определенное количество времени, а учитель считает сколько слов было прочитано.

5. Многократное чтение

- текст читается на уроке несколько раз, например сначала читает учитель, потом какой-то из учеников, потом возможно чтение по ролям (если это, к примеру, басня).

6. Жужжащее чтение

- ученики одновременно в пол голоса читают предложения, стихотворение и т.д..

Выразительность чтения

1. Хоровое чтение

- ученики хором, вместе с учителем читают новое стихотворение.

2. Чтение по ролям

- «Теперь мы будем читать басню «Зеркало и обезьяна» по ролям. За обезьяну будет – Никита, за медведя будет – Артем.»

3. Подражание образцу выразительного чтения

- образец выразительного чтения дает учитель, ученики должны внимательно его слушать, наблюдать за мимикой учителя, его жестами и потом постараться повторить такое чтение выразительно.

4. Упражнение над интонацией

- ученики должны прочитать одно предложение с разной интонацией.

5. Драматизация текста

- инсценировка какого-либо отрывка из произведения, например отрывка из произведения «Доктор Айболит».

6. Отчетливое произнесение скороговорок

- «Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки»