"Приемы работы с детьми инклюзивного обучения в условиях общеобразовательной школы "(из опыта работы)
Подготовила учитель начальных классов: Домбровская Е. В.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Сегодня мы видим серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка.
Инклюзия (включение) означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась.
В образовательной области инклюзия – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.
В моей школьной практике мне приходилось обучать детей (умственная отсталость), детей–инвалидов (Сахарный диабет). Опыт был положительный. Мне удалось им дать определённый базовый уровень знаний, который позволил им успешно перейти в среднее звено школы и закончить 9 классов общеобразовательной школы. Дети получили навыки социализации в обществе и сейчас благополучно живут взрослой жизнью, получили специальность и имеют возможность себя обеспечивать, что не менее важно.
Сейчас у меня 1 класс (19 уч-ся). В их числе Лотин Владислав - ребёнок-инвалид (сахарный диабет 1 степени), который обучается по традиционной общеобразовательной программе «Школа России».
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность, последовательность обучения и т.д.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы. Эти принципы и правила лежат в основе коррекционной работы с детьми ОВЗ в моём классе:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми считаю индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Считаю, что поиск и использование в учебном процессе и внеурочной деятельности активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Активные методы обучения - это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Коррекционно - развивающие технологии, применяемые мною в практике, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Активные методы и приемы обучения, используемые в моей практике работы:
1. Игры – «энергизаторы».
Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности ребенка, восстанавливать интерес к занятию, повышают концентрацию внимания, придают настроение детям и поддерживают общий тонус.
«Энергизаторами» могут служить физические упражнения, физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры, танцы под музыкальное сопровождение с элементами игры, игры-приветствия, игры на знакомство, игры на снятие напряжения, игры на концентрацию внимания, релаксация.
Благодаря упражнениям – «энергизаторам» создается атмосфера безопасности, ученики получают удовольствие от пребывания вместе с
Упражнения задают позитивный тон и дают заряд энергии педагогу и ребенку на весь учебный день. Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности.
Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка»
Привели голову в порядок. (Погладили, причесали себя пальчиками )
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.
Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:
- Желаю (большой)
- Успеха (указательный)
- Большого (средний)
- Во всём (безымянный)
- И везде (мизинец)
- Здравствуй! (вся ладошка)
2. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и
познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры (ролевые, имитационные, дидактические).
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
Игра является одной из активных форм обучения. Школьники получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний.
Педагогика игры собирает идеи, которые облегчают контакты в группе, обмен мыслей и чувств, понимание конкретных проблем и поиск способов их решения.
Игры несут вспомогательную функцию во всём процессе обучения. Разнообразные активные формы игр помогают в работе группы и образуют атмосферу, благодаря которой участники чувствуют себя безопасно и хорошо. Деятельность данного типа может приносит много удовлетворения, она даёт радость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.
3. Реализация личностно- ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников и самостоятельной работы детей. ( работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава)
Для проведения дискуссии и принятия решений – использую методы «Cветофор»
(во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора),
метод «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем заслушиваются вопросы других групп, а они отвечают ,т.е защищаются).
4. Использование в учебном процессе средств обратной связи. ( веера: цифр, букв; карточки математических знаков, табло для изучения звуко - буквенного анализа слова, и т.д. Удобство и эффективность их заключается в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. Учитель видит пробелы в знаниях учеников и исправляет их на уроке.
5.Использование логопедических упражнений на уроках. ( проведение артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений для развития артикуляционного аппарата, телесные упражнения , упражнения для развития мелкой моторики, массаж, дыхательные упражнения (упражнения позволяют снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.)
6. Презентации учебного материала — использование информационных технологий, электронных учебных пособий, использование электронных приложений к учебным предметам. ( урокам математики, урокам по обучению грамоте, урокам окружающего мира, урокам литературного чтения), мультимедийные презентации и фрагменты видео-уроков, презентации-тренажеры.)
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
На слайдах можно поместить необходимый наглядный материал, цифровые фотографии, тексты, формулы, решения примеров и задач; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации подачи материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические, визуально – аудиальные и условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе учебно - коррекционной работы на их основе у детей формируются учебные навыки. Мультимедийные презентации и электронные приложения к программам привносят эффект наглядности в урок, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает учебно-коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
7. Прием обучения: «Узелки на память»
Включает в себя составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводы, правила, которые нужно запомнить
Данный прием можно использовать на этапе изучения нового материала, в конце изучения темы, при подведении итогов, для оказания помощи при выполнении заданий.
8. Использование красочного иллюстративного материала на уроке для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Красочные буквы, цифры с подборкой весёлых стихотворений, любимые персонажи сказок, для проведения игровых моментов на уроке, ребусы, загадки, шарады, картинки для изучения словарных слов, схемы для изучения звуковой грамотности младших школьников на магнитах и т.д.
9. Методы рефлексии.
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На своих уроках наиболее часто я использую рефлексию настроения и эмоционального состояния.
Широко использую приём с различными цветовыми изображениями.
«Светофор» (использую на уроках окружающего мира, на этапе подведения итога урока)
зелёный цвет - был активен на уроке, урок понравился, материал урока понял;
желтый цвет-урок понравился, но остались вопросы к учителю по изученной теме урока.
красный цвет- урок не понравился, на уроке был не активным, изучаемый материал на уроке не вызвал интерес.
«Дерево комфорта » – учащимся в конце урока предлагается повесить на дерево яблоки, красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или груши зелёного цвета, если ощущают дискомфорт в конце урока.
Применяю такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад».
Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
10 . Метод проектов в обучении детей с ОВЗ.
Метод проектов в организации обучения детей с ОВЗ помогает создать для детей непринуждённую среду, обстановку для работы, побудить ученика к активной деятельности и творческим посылам; развивать не только заинтересованность в учёбе, но и желание приобретать знания и навыки. Методы проектов дают возможность получать постоянную результативность, поэтому педагогу важно быть в тесном контакте с родителями школьника, для улучшения познаний особенностей обучаемого ребёнка, и для своевременного внесения корректировок в методы и вынесение предположений о конечных результатах.
Все применяемые мною на практике активные методы, приемы, современные технологии позволили ребёнку с ЗПР и диагнозом ДЦП адаптироваться в школе, ребёнок с желанием идёт в школу, старается в меру своих способностей усваивать учебный материал, у него формируется положительная учебная мотивация, на уроках раскрываются личностно-индивидуальные возможности ребёнка, ребёнок может длительно выдерживать учебные нагрузки, хотя с его диагнозом это очень трудно.
«Первые достижения»
Письмо
Освоен 1 этап формирования графического навыка: умение сидеть правильно за партой, держать правильно ручку с применением насадки на ручку « Рыбка», правильно держать тетрадь при письме;
Достичь наибольшего успеха в обучении письму помогают разнообразные приемы и упражнения для формирования графического навыка: обведение букв по контуру, (копировальный прием), воображаемое письмо, письмо в воздухе, письмо под счет, использование линейного метода в обучении(письмо букв и слов ,пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы, наклон, расстояние между элементами)
Математика.
Ребёнок знает цифры в пределах 5. Может построить числовой ряд, выполнить + и + в пределах 5.
Чтение.
Знает изученные буквы, может различать печатные и прописные буквы. Строит простые предложения с трудом. Может отвечать на поставленные вопросы кратко или одним словом. Трудно запоминает стихотворения.
Достижение стихотворение С.Я.Маршака про слониху.
(При работе с этим ребёнком использую следующие методические приемы:
Поэтапное разъяснение заданий.
Последовательное выполнение заданий.
Многократное повторение инструкции к выполнению задания.
Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Наиболее результативными считаю чередование занятий и физкультурных пауз, перемену видов деятельности, тренажеров и прописей для формирования навыка письма, использование видеоматериалов и презентаций-тренажёров для изучения состава числа, работа по развитию связной речи ребёнка.