Тема: "Приёмы самоконтроля".
Практическая работа: "Функциональная шестимоментная проба".
Слайд 1.
Разберём с вами тему по приёмам самоконтроля, остановившись сегодня на функциональной шестимоментной пробе.
Слайд 2.
В норме ЧСС здорового человека равна 60-80 уд/мин.
Следует учитывать, что в процессе систематических тренировочных занятий:
ЧСС в покое становится реже,
разница между величинами пульса в положении лежа и стоя постепенно уменьшается.
Кроме того, чем больше тренирован организм, тем:
меньше учащается пульс после физической нагрузки;
становится более коротким промежуток времени необходимый для восстановления пульса до нормального.
Слайд 3.
Измерим пульс любым известным нам способом.
приложив пальцы к запястью,
к виску,
шее или
ладонь к груди в области сердца за 10секунд и умножаем результат на 6.
Слайд 4.
Проблема: Обычные исследования в покое не могут вскрыть существенных отклонений от нормы в деятельности сердца и сосудов.
Цель: С этой целью применяют функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, которые помогают выявить приспособляемость организма к физическим нагрузкам.
Слайд 5.
Ищем решение
Чаще всего используют различные функциональные пробы с разной дозированной нагрузкой, например 60 подскоков, 20 приседаний, 3-минутный бег на месте и др.
Для выявления общего уровня тренированности функциональные пробы должны отвечать определенным требованиям.
Во-первых, нагрузка должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма.
Во-вторых, проба должна выявлять приспособляемость организма к физическим напряжениям.
В-третьих, проба должна быть проста и выполнима в любых условиях.
Слайд 6.
Чертим таблицу, готовимся к выполнению пробы.
Слайд 7.
Для самоконтроля может быть использована шестимоментная проба, выполняемая в следующей последовательности:
1. После пятиминутного отдыха в положении лежа подсчитать пульс за 1 мин.
2. Спокойно встать, постоять 1 мин. и подсчитать пульс за 1 мин.
3. Подсчитать разницу между первым и вторым результатами измерения пульса и умножить ее на 10.
4. Сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 сек. Руки выносить вперед во время приседания и опускать вниз при выпрямлении. Подсчитать пульс в течение первой минуты.
5. Подсчитать пульс в течение второй минуты.
6. Подсчитать пульс в течение третьей минуты.
Практическая часть урока: Учащиеся под руководством учителя выполняют пробу и делают записи в тетрадь.
Слайд 8.
Теперь мы оценим своё состояние по результатам шестимоментной пробы.
Складываем результаты всех измерений. Их у нас шесть.
Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень тренированности:
– от 300 до 350 (5 баллов) – высокий уровень;
– от 350 до 400 (4 балла) – средний уровень;
– от 400 до 450 (3 балла) – плохой уровень;
– от 450 до 500 (2 балла) – у нетренированных или имеющих отклонения в состоянии здоровья людей.
Эту проверку желательно проводить в сентябре, декабре и мае при систематических индивидуальных занятиях.
Слайд 9.
Домашнее задание.
Выполняем пробу в течение 2-ух недель, в те дни, когда нет урока физической культуры.
Две недели – двенадцать учебных дней – минус четыре урока физкультуры – это восемь.
Восемь записей о выполнении пробы заносим в таблицу, каждый раз делая вывод.
Перед сдачей работы учителю подвести итог выполненной работе с общим выводом внизу таблицы.