СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации содержится теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку(задание 7)

Просмотр содержимого документа
«Презентация для подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

  Задание 7    Синтаксические нормы.  Нормы согласования.  Нормы управления.

Задание 7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

Грамматические ошибки Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ  Ошибки в построении предложений с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ. Ошибки в построении предложений с ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Ошибки в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ. Ошибки, связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ. Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. Ошибки в построении предложений с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ. Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.  Ошибки, связанные с нарушением ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Грамматические ошибки

  • Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
  • Ошибки в построении предложений с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ.
  • Ошибки в построении предложений с ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
  • Ошибки в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ.
  • Ошибки, связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ.
  • Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.
  • Ошибки в построении предложений с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
  • Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
  • Ошибки, связанные с нарушением ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 Ошибки в построении предложений  с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ. ОШИБКА Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела , запомнилась всем. ПРАВИЛЬНО Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая , запомнилась всем. Либо: Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела , запомнилась всем. Запомните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И.

Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

  • Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.

ОШИБКА

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела , запомнилась всем.

ПРАВИЛЬНО

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая , запомнилась всем.

Либо: Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела , запомнилась всем.

Запомните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И.

2) Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение, выраженное ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложение.   ОШИБКА: Экономисты говорят о снижении инфляции  и  что задержки зарплаты больше не будет.   ПРАВИЛЬНО: Экономисты говорят о снижении инфляции  и  об отсутствии задержек по зарплате.   ЛИБО: Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции  и  что задержки зарплаты больше не будет.

2) Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение, выраженное ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложение. ОШИБКА: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. ПРАВИЛЬНО: Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. ЛИБО: Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

3) Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как однородные члены ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ИНФИНИТИВ.   ОШИБКА: Я люблю музыку  и  кататься на коньках .   ПРАВИЛЬНО: Я люблю музыку и катание на коньках.   ЛИБО: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.   ЗАПОМНИТЕ: нельзя связывать союзом И в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи .

3) Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как однородные члены ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ИНФИНИТИВ. ОШИБКА: Я люблю музыку и кататься на коньках . ПРАВИЛЬНО: Я люблю музыку и катание на коньках. ЛИБО: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках. ЗАПОМНИТЕ: нельзя связывать союзом И в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи .

4) Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять ДВА СКАЗУЕМЫХ, если идущее за ними ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.  ОШИБКА: Автор в этой статье использует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЕМ?) о природе света.  ПРАВИЛЬНО: Автор в этой статье использует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света.  ЛИБО: Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЕМ?) о ней.  ЗАПОМНИ: в предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединяются союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС к общему зависимому слову.

4) Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять ДВА СКАЗУЕМЫХ, если идущее за ними ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы. ОШИБКА: Автор в этой статье использует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЕМ?) о природе света. ПРАВИЛЬНО: Автор в этой статье использует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света. ЛИБО: Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЕМ?) о ней. ЗАПОМНИ: в предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединяются союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС к общему зависимому слову.

5) Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только …, но и … ; как …, так и … связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.  ОШИБКА: На тему войны созданы не только кинофильмы,  но и поставлены замечательные спектакли.  ПРАВИЛЬНО: На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.   ОШИБКА: Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ  Сони.  ПРАВИЛЬНО: Для нас интересен как образ  Раскольникова , так и образ Сони .  ЗАПОМНИТЕ: нельзя связывать при помощи двойных союзов НЕ ТОЛЬКО, НО и: КАК, ТАК И … как однородные члены предложения слова, выраженные разными частями речи.

5) Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только …, но и … ; как …, так и … связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос. ОШИБКА: На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. ПРАВИЛЬНО: На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. ОШИБКА: Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони. ПРАВИЛЬНО: Для нас интересен как образ Раскольникова , так и образ Сони . ЗАПОМНИТЕ: нельзя связывать при помощи двойных союзов НЕ ТОЛЬКО, НО и: КАК, ТАК И … как однородные члены предложения слова, выраженные разными частями речи.

6) Части двойных союзов «не только, но и …»; «как …, так и …» являются ПОСТОЯННЫМИ. Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только.., а также..» (вместо не только …, но и …); «как .., а также ..» (вместо «как, так и ..»).   ОШИБКА: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.   ПРАВИЛЬНО : Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.   ОШИБКА: Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, а также из неофициальных источников.   ПРАВИЛЬНО: Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

6) Части двойных союзов «не только, но и …»; «как …, так и …» являются ПОСТОЯННЫМИ. Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только.., а также..» (вместо не только …, но и …); «как .., а также ..» (вместо «как, так и ..»). ОШИБКА: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. ПРАВИЛЬНО : Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику. ОШИБКА: Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, а также из неофициальных источников. ПРАВИЛЬНО: Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

7) Недопустимо, чтобы однородные члены , следующие за обобщающим словом , стояли НЕ в том же падеже, что и обобщающее слово.   ОШИБКА: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.   ПРАВИЛЬНО : Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими  душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой .   ЗАПОМНИТЕ : однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

7) Недопустимо, чтобы однородные члены , следующие за обобщающим словом , стояли НЕ в том же падеже, что и обобщающее слово. ОШИБКА: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота. ПРАВИЛЬНО : Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой . ЗАПОМНИТЕ : однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

8) Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги.   ОШИБКА: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.   ПРАВИЛЬНО: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.   ОШИБКА : Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре.   ПРАВИЛЬНО : Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и на Кипре.

8) Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги. ОШИБКА: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. ПРАВИЛЬНО: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. ОШИБКА : Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре. ПРАВИЛЬНО : Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и на Кипре.

 Ошибки в построении предложений  с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ. Недопустимо помещать определяемое слово ВНУТРЬ причастного оборота: причастный оборот должен полностью стоять ДО или ПОСЛЕ определяемого слова и не должен разрываться им на части.  ОШИБКА: Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться. ПРАВИЛЬНО: Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться .  ЛИБО: Делегаты, приехавшие на съезд , должны зарегистрироваться .

Ошибки в построении предложений с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ.

  • Недопустимо помещать определяемое слово ВНУТРЬ причастного оборота: причастный оборот должен полностью стоять ДО или ПОСЛЕ определяемого слова и не должен разрываться им на части.

ОШИБКА: Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.

ПРАВИЛЬНО: Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться .

ЛИБО: Делегаты, приехавшие на съезд , должны зарегистрироваться .

2) Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже:   ОШИБКА : Одно из чудес на Курильской гряде (КАК ОЕ ?), привлекающ их туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.   ПРАВИЛЬНО : Одно из чудес на Курильской гряде (КАК ОЕ ?), привлекающ ее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

2) Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже: ОШИБКА : Одно из чудес на Курильской гряде (КАК ОЕ ?), привлекающ их туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. ПРАВИЛЬНО : Одно из чудес на Курильской гряде (КАК ОЕ ?), привлекающ ее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

3) Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое НЕ ЯВЛЯЕТСЯ определяемым словом для этого причастного оборота.   ОШИБКА: Лес тянется с севера на юг , состоящий в основном из хвойных деревьев.   ПРАВИЛЬНО : Лес , состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.   ЗАПОМНИТЕ : причастный оборот должен быть согласован с тем именем существительным, которое является для него определяемым словом.

3) Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое НЕ ЯВЛЯЕТСЯ определяемым словом для этого причастного оборота. ОШИБКА: Лес тянется с севера на юг , состоящий в основном из хвойных деревьев. ПРАВИЛЬНО : Лес , состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг. ЗАПОМНИТЕ : причастный оборот должен быть согласован с тем именем существительным, которое является для него определяемым словом.

Ошибки в построении предложений  с ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Грамматически неправильным является такое предложение, в котором действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами.  ОШИБКА : Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь. ПРАВИЛЬНО : Возвращаясь домой, Борис попал под дождь. ЗАПОМНИТЕ: грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие , названное деепричастием.

Ошибки в построении предложений с ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

  • Грамматически неправильным является такое предложение, в котором действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами.

ОШИБКА : Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь.

ПРАВИЛЬНО : Возвращаясь домой, Борис попал под дождь.

ЗАПОМНИТЕ: грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие , названное деепричастием.

ПРИМЕЧАНИЕ : употребление деепричастного оборота возможно в БЕЗЛИЧНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, сказуемое в котором выражено НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА.   ПРИМЕРЫ:   Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила.   Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.

ПРИМЕЧАНИЕ : употребление деепричастного оборота возможно в БЕЗЛИЧНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, сказуемое в котором выражено НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА. ПРИМЕРЫ: Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила. Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.

Действуйте по следующему алгоритму:   1) Выделите грамматическую основу каждого предлагаемого в задании продолжения предложения.   2) Определите, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.   3) Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ

Действуйте по следующему алгоритму: 1) Выделите грамматическую основу каждого предлагаемого в задании продолжения предложения. 2) Определите, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием. 3) Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ

ЗАДАНИЕ №1: Укажите грамматически правильное продолжение предложения.   Используя метафоры и сравнения,   1) текст становится эмоциональнее, ярче.  2) достигается эмоциональность и образность описания.  3) нам интереснее читать текст.  4) автор делает текст живым, ярким.

ЗАДАНИЕ №1: Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Используя метафоры и сравнения, 1) текст становится эмоциональнее, ярче. 2) достигается эмоциональность и образность описания. 3) нам интереснее читать текст. 4) автор делает текст живым, ярким.

ЗАДАНИЕ №2: Укажите грамматически правильное продолжение предложения.   Говоря о богатстве языка,   1) в аудитории началась дискуссия.  2) у меня возник интерес к этой проблеме.  3) требуются конкретные проблемы.  4) мы касались главным образом его запаса.

ЗАДАНИЕ №2: Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, 1) в аудитории началась дискуссия. 2) у меня возник интерес к этой проблеме. 3) требуются конкретные проблемы. 4) мы касались главным образом его запаса.

ЗАДАНИЕ №3: Укажите грамматически правильное продолжение предложения.   Преодолевая барьер,   1) выполняется самый красивый элемент соревнования.  2) его высота может быть разной.  3) лошадь в прыжке пролетает по воздуху несколько метров.  4) наездником должны соблюдаться определенные правила.

ЗАДАНИЕ №3: Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Преодолевая барьер, 1) выполняется самый красивый элемент соревнования. 2) его высота может быть разной. 3) лошадь в прыжке пролетает по воздуху несколько метров. 4) наездником должны соблюдаться определенные правила.

ЗАДАНИЕ №4: Укажите грамматически правильное продолжение предложения.   Анализируя стихотворный текст,   1) мною был неверно определён размер.  2) помните об особенностях поэтической речи.  3) у нас завязался спор.  4) учениками часто не учитывается ритм.

ЗАДАНИЕ №4: Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Анализируя стихотворный текст, 1) мною был неверно определён размер. 2) помните об особенностях поэтической речи. 3) у нас завязался спор. 4) учениками часто не учитывается ритм.

ЗАДАНИЕ №5: Укажите грамматически правильное продолжение предложения.   Изучая растения средней полосы,   1) у меня появился интерес к этой проблеме.  2) некоторые из них используются для озеленения участков.  3) они были собраны в гербарий.  4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.

ЗАДАНИЕ №5: Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая растения средней полосы, 1) у меня появился интерес к этой проблеме. 2) некоторые из них используются для озеленения участков. 3) они были собраны в гербарий. 4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.

Ошибки в построении предложений  с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

Ошибки в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

1) Употребление названий произведений литературы и искусства.  В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.   В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.  После слов — родовых обозначений, например,  сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм  и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.

1) Употребление названий произведений литературы и искусства. В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.  В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея. После слов — родовых обозначений, например,  сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм  и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.

В сказке «Репка»  либо:  В «Репке»   В кинофильме «Война и мир»  либо:  В «Войне и мире»   В балете «Щелкунчик»  либо:  В «Щелкунчике»

В сказке «Репка»  либо:  В «Репке» В кинофильме «Война и мир»  либо:  В «Войне и мире» В балете «Щелкунчик»  либо:  В «Щелкунчике»

 2) Разное управление у слов со сходным значением:  беспокоиться о чём-либо  (П.п.) —  тревожиться за что-либо  (В.п.)  оплатить что-либо  (В.п.) — з аплатить за что-либо  (В.п.  с предлогом  за )  уплатить за проезд  (В.п. с предлогом  за ) —  оплатить проезд  (В.п.)  уделить внимание чему-либо  (Д.п.) —  обратить внимание на что-либо  (В.п. с предлогом  на )  сообщать кому-либо  (Д.п.) —  информировать кого-либо  (В.п.)   упрекать в чём-либо  (П.п. с предлогом  в ) —  осуждать за что-либо  (В.п. с предлогом  за )  отзыв о чём-либо  (П.п. с предлогом  о ) —  рецензия на что-либо  (В.п. с предлогом  на )  вера во что-либо  (В.п. с предлогом  в (во) ) —  уверенность в чём-либо  (В.п. с предлогом в)  свойственный чему-либо  (Д.п.) —  характерный для чего-либо  (Р.п. с предлогом  для )  

2) Разное управление у слов со сходным значением: беспокоиться о чём-либо  (П.п.) —  тревожиться за что-либо  (В.п.) оплатить что-либо  (В.п.) — з аплатить за что-либо  (В.п.  с предлогом  за ) уплатить за проезд  (В.п. с предлогом  за ) —  оплатить проезд  (В.п.) уделить внимание чему-либо  (Д.п.) —  обратить внимание на что-либо  (В.п. с предлогом  на ) сообщать кому-либо  (Д.п.) —  информировать кого-либо  (В.п.)  упрекать в чём-либо  (П.п. с предлогом  в ) —  осуждать за что-либо  (В.п. с предлогом  за ) отзыв о чём-либо  (П.п. с предлогом  о ) —  рецензия на что-либо  (В.п. с предлогом  на ) вера во что-либо  (В.п. с предлогом  в (во) ) —  уверенность в чём-либо  (В.п. с предлогом в) свойственный чему-либо  (Д.п.) —  характерный для чего-либо  (Р.п. с предлогом  для )  

ЗАПОМНИТЕ:   Заведующий (чем?) кафедр ой , лаборатори ей   управляющий (чем?) банк ом , фирмой   отзыв (о чем?) о книг е , о публикаци и   рецензия (на что?) на книг у , на публикаци ю

ЗАПОМНИТЕ: Заведующий (чем?) кафедр ой , лаборатори ей управляющий (чем?) банк ом , фирмой отзыв (о чем?) о книг е , о публикаци и рецензия (на что?) на книг у , на публикаци ю

3) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:    замечать реакцию  (В.п.) —  не заметить реакции  (Р.п.)   Он замечал  (что?)  реакцию зала на его слова. — От волнения он не замечал  (чего?)  реакции зала на его слова.

3) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него: замечать реакцию  (В.п.) —  не заметить реакции  (Р.п.) Он замечал  (что?)  реакцию зала на его слова. — От волнения он не замечал  (чего?)  реакции зала на его слова.

4) Ошибки, связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ.   ЗАПОМНИ : после предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.   ОШИБКА:  Согласно сложившихся на флоте традиц ий , переход через экватор считался знаменательным событием.   ПРАВИЛЬНО : Согласно сложивш их ся на флоте традиц иЯМ , переход через экватор считался знаменательным событием

4) Ошибки, связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ. ЗАПОМНИ : после предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА. ОШИБКА: Согласно сложившихся на флоте традиц ий , переход через экватор считался знаменательным событием. ПРАВИЛЬНО : Согласно сложивш их ся на флоте традиц иЯМ , переход через экватор считался знаменательным событием

5) После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме   ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА.   ОШИБКА: По прибыти ю в Москву он почувствовал себя плохо.  ПРАВИЛЬНО: По прибыти И в Москву он почувствовал себя плохо.    ЗАПОМНИТЕ :   ПО ПРИБЫТИ И , ПО ОКОНЧАНИ И , ПО ЗАВЕРШЕНИ И , ПО ИСТЕЧЕНИ И , ПО ПРИЕЗД Е , ПО ПРИЛЁТ Е .

5) После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА. ОШИБКА: По прибыти ю в Москву он почувствовал себя плохо. ПРАВИЛЬНО: По прибыти И в Москву он почувствовал себя плохо. ЗАПОМНИТЕ : ПО ПРИБЫТИ И , ПО ОКОНЧАНИ И , ПО ЗАВЕРШЕНИ И , ПО ИСТЕЧЕНИ И , ПО ПРИЕЗД Е , ПО ПРИЛЁТ Е .

Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ, В СПП, построенных по модели «ТЕ, КТО..», «ВСЕ, КТО..», при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, а при подлежащих ТЕ (ВСЕ) глаголы- сказуемые употребляются во МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ. ОШИБКА: ТЕ , кто бывал в Кижах, видел , как вдоль всего острова тянется каменная гряда. ПРАВИЛЬНО: ТЕ , кто бывал в Кижах, видели , как вдоль всего острова тянется каменная гряда. ОШИБКА: Все, кто бывали на Белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел. ПРАВИЛЬНО: Все, кто бывал на Белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ,

  • В СПП, построенных по модели «ТЕ, КТО..», «ВСЕ, КТО..», при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, а при подлежащих ТЕ (ВСЕ) глаголы- сказуемые употребляются во МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ.

ОШИБКА: ТЕ , кто бывал в Кижах, видел , как вдоль всего острова тянется каменная гряда.

ПРАВИЛЬНО: ТЕ , кто бывал в Кижах, видели , как вдоль всего острова тянется каменная гряда.

ОШИБКА: Все, кто бывали на Белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

ПРАВИЛЬНО: Все, кто бывал на Белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

ЗАПОМНИТЕ:   подлежащее ТЕ (ВСЕ) + глагол – сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ   подлежащее КТО + глагол- сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

ЗАПОМНИТЕ: подлежащее ТЕ (ВСЕ) + глагол – сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ подлежащее КТО + глагол- сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

Ошибки в построении предложений  с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ КОСВЕННАЯ РЕЧЬ – это способ передачи чужой речи в виде придаточной части СПП. Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь. ОШИБКА : Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе. ПРАВИЛЬНО : Учитель поинтересовался, кто отсутствует в классе. ОШИБКА : Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна. ПРАВИЛЬНО : Мама спросила, смогу ли я помочь ей вымыть окна.

Ошибки в построении предложений с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ – это способ передачи чужой речи в виде придаточной части СПП.

  • Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь.

ОШИБКА : Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе.

ПРАВИЛЬНО : Учитель поинтересовался, кто отсутствует в классе.

ОШИБКА : Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна.

ПРАВИЛЬНО : Мама спросила, смогу ли я помочь ей вымыть окна.

2) Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение Я: местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменять местоимениями и глаголами в форме третьего лица.   ОШИБКА : В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда « Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».   ПРАВИЛЬНО: В своих воспоминаниях Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

2) Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение Я: местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменять местоимениями и глаголами в форме третьего лица. ОШИБКА : В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда « Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». ПРАВИЛЬНО: В своих воспоминаниях Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Ошибки, связанные с нарушением  ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ Необходимо соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте. Видовые категории тесно переплетаются с категориями времени глагола. Категория времени – это категория, обозначающая действие к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи, прошедшее – действие, предшествующее моменту речи, будущее время – действие, которое совершается после момента речи. У глаголов совершенного вида две формы времени (нет настоящего времени), у глаголов несовершенного вида три формы времени. Категория времени глагола – одна из важнейших коммуникативно-грамматических категорий в языке. Она связывает глагол и тем самым предложение, в котором он функционирует, с актом речи, в течение которого она образует временное отношение к моменту речи, поэтому следует обратить особое внимание на проблему согласования времён глаголов в предложении.

Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

  • Необходимо соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте. Видовые категории тесно переплетаются с категориями времени глагола. Категория времени – это категория, обозначающая действие к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи, прошедшее – действие, предшествующее моменту речи, будущее время – действие, которое совершается после момента речи.
  • У глаголов совершенного вида две формы времени (нет настоящего времени), у глаголов несовершенного вида три формы времени.
  • Категория времени глагола – одна из важнейших коммуникативно-грамматических категорий в языке. Она связывает глагол и тем самым предложение, в котором он функционирует, с актом речи, в течение которого она образует временное отношение к моменту речи, поэтому следует обратить особое внимание на проблему согласования времён глаголов в предложении.
ОШИБКА : А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию- «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.   ПРАВИЛЬНО: А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию- «испытанию любовью» - и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

ОШИБКА : А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию- «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя. ПРАВИЛЬНО: А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию- «испытанию любовью» - и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

Ошибки, связанные с нарушением  ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ При построении СП наиболее частотной грамматической ошибкой является неумелый выбор, неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребление лишнего союза. ОШИБКА : Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека. ПРАВИЛЬНО : Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.

Ошибки, связанные с нарушением ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • При построении СП наиболее частотной грамматической ошибкой является неумелый выбор, неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребление лишнего союза.

ОШИБКА : Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.

ПРАВИЛЬНО : Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.

Установите соответствие

Предложения

Грамматические ошибки

  • По окончанию учебного года классным руководителем были написаны развёрнутые характеристики учеников.
  • Размышляя над страницами повести «Собачье сердце», видишь, что насколько сложно перевоспитать человека, не чувствующего внутренней потребности жить.
  • Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.
  • Уголок старой Москвы воссоздан В.Д.Поленовым в пейзаже «Московском дворике»
  • Автор показывает подсознательное нежелание что-либо менять в устоявшейся жизни Обломова и ярко раскрыл это в отношениях героя с Ольгой.
  • Начав заниматься музыкой , у меня вдруг появилось много интересных знакомых.
  • Жилищная проблема в городе не только решается за счет нового строительства, но и путем реконструкции старых зданий.
  • Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли.
  • Задания, выполняющиеся учениками на экзамене, не вызывают особого затруднения.

А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Б) Ошибка в построении СП.

В) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Д) Нарушение видовременной соотнесенности.

Установите соответствие

Предложения

Грамматические ошибки

  • Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принёсли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы.
  • Следить за жизнью пингвинов довольно сложно: они пугливы, особенно императорские.

3) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире.

4) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.

5) О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами.

6) Источники пыли в атмосфере весьма разнообразны: почва и соли морской воды, попадающие в воздух, вулканические выбросы, пожары.

7) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими.

8) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях.

9) Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице.

А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Литература С.В.Драбкина, Д.И. Субботин «Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся», Москва, «Интеллект-центр», 2016 г. С.В.Андреева «Анализ типичных грамматических ошибок. Грамматика современного русского языка», http :// cdp \ tsure / ru / Znaniya-sila.narod.ru Russkiy-na-5.ru Информационно обучающий сайт

Литература

  • С.В.Драбкина, Д.И. Субботин «Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся», Москва, «Интеллект-центр», 2016 г.
  • С.В.Андреева «Анализ типичных грамматических ошибок. Грамматика современного русского языка», http :// cdp \ tsure / ru /
  • Znaniya-sila.narod.ru
  • Russkiy-na-5.ru Информационно обучающий сайт