СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Имя существительное". 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Имя существительное"»

НОУ гимназия «Альтернатива» Проект-исследование По теме:  «Имя существительное-часть речи удивительная» Автор работы: Полосина Василиса Руководитель:  Чурсина Ирина Владимировна

НОУ гимназия «Альтернатива»

Проект-исследование

По теме:

«Имя существительное-часть речи удивительная»

Автор работы: Полосина Василиса

Руководитель: Чурсина Ирина Владимировна

Гипотеза: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам Задачи исследования:  Развивать умение использовать существительные в речи, развивать связную устную и письменную речь, формировать представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитывать эстетическое отношение к слову. Цель исследования:  Показать широкие возможности имени существительного, доказать большую роль имени существительного в русском языке.

Гипотеза:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам

Задачи исследования:

Развивать умение использовать существительные в речи, развивать связную устную и письменную речь, формировать представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитывать эстетическое отношение к слову.

Цель исследования:

Показать широкие возможности имени существительного, доказать большую роль имени существительного в русском языке.

Содержание: 1. Немного из истории 2. Одушевленные и неодушевленные 3. Изменение по родам 4. Изменение по числам 5. Собственные и нарицательные 6. Склонение 7. Падеж 8. Занимательный материал 9. Ресурсы

Содержание:

1. Немного из истории

2. Одушевленные и неодушевленные

3. Изменение по родам

4. Изменение по числам

5. Собственные и нарицательные

6. Склонение

7. Падеж

8. Занимательный материал

9. Ресурсы

Немного из истории

Немного из истории

С удивлением смотрит Лунтик по сторонам и хочет знать и назвать все то, что его окружает. Увидел он лес, ручей, радугу, птиц и бабочек, жучков и паучков.  И закончился день, и спустились сумерки, а там и ночь пришла, темноту  привела. И обступил Лунтика  страх,  но пришли к нему  сила, бодрость , доброта и любовь. И помогли они ему дождаться рассвета, тепла, солнышка . Так и утро наступило, а потом и новый день настал. И понял тогда Лунтик, почему эта страна называется Именем Существительным.

С удивлением смотрит Лунтик по сторонам и хочет знать и назвать все то, что его окружает. Увидел он лес, ручей, радугу, птиц и бабочек, жучков и паучков. И закончился день, и спустились сумерки, а там и ночь пришла, темноту привела. И обступил Лунтика страх, но пришли к нему сила, бодрость , доброта и любовь. И помогли они ему дождаться рассвета, тепла, солнышка . Так и утро наступило, а потом и новый день настал. И понял тогда Лунтик, почему эта страна называется Именем Существительным.

 ( И.А. Бунин) На серенькой бумажке пишу тебе о том, мушки Что букашки и дом, покинули свой Что из него исчезли муравьи внезапно И залезли во пауки углы. все свои

( И.А. Бунин)

На серенькой

бумажке

пишу тебе о том,

мушки

Что

букашки

и

дом,

покинули свой

Что из него исчезли

муравьи

внезапно

И

залезли

во

пауки

углы.

все

свои

Помогите мне. Найди в тексте все существительные. Задание 1 Задание 2

Помогите мне. Найди в тексте все существительные.

Задание 1

Задание 2

От данных существительных образуй имена существительные, называющие профессии людей Стол- столяр  Камень-  каменщик Пожар -  пожарник Библиотека - библиотекарь гитарист Гитара -

От данных существительных образуй имена

существительные, называющие профессии людей

Стол-

столяр

Камень-

каменщик

Пожар -

пожарник

Библиотека -

библиотекарь

гитарист

Гитара -

Помоги Лунтику распределить одушевленные и неодушевленные предметы

Помоги Лунтику распределить одушевленные и неодушевленные предметы

Одушевленные Неодушевленные Нажми на предмет

Одушевленные

Неодушевленные

Нажми на предмет

Однажды Лунтик услышал указ: « Кто придумает для слов- существительных знаки различия, тот получит большой торт». Он собрал друзей и они принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Делили они делили слова, да так и не разделили.  Ребята, помогите нам.

Однажды Лунтик услышал указ: « Кто придумает для слов- существительных знаки различия, тот получит большой торт». Он собрал друзей и они принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Делили они делили слова, да так и не разделили.

Ребята, помогите нам.

Род имени существительного Женский род Мужской род Задание 1 Задание 2 Средний род Задание 3

Род имени существительного

Женский род

Мужской род

Задание 1

Задание 2

Средний род

Задание 3

Ошибки Мужской род Река Стол Озеро Дом Цветок Терем Язык Трава Подарок Назад

Ошибки

Мужской род

Река

Стол

Озеро

Дом

Цветок

Терем

Язык

Трава

Подарок

Назад

Ошибки Женский род Земля Книга Друг Дерево Бант Погода Пчела Тетрадь Ручка Шапка Назад

Ошибки

Женский род

Земля

Книга

Друг

Дерево

Бант

Погода

Пчела

Тетрадь

Ручка

Шапка

Назад

Ошибки Средний род Дерево Солнце Ягода Игра Паук Ведро Рыба Озеро Окно Небо Назад

Ошибки

Средний род

Дерево

Солнце

Ягода

Игра

Паук

Ведро

Рыба

Озеро

Окно

Небо

Назад

Ура! Я понял! Предмет может быть один, а может быть несколько предметов.

Ура! Я понял! Предмет может быть один, а может быть несколько предметов.

Число имен существительных Единственное Множественное

Число имен

существительных

Единственное

Множественное

Задание 2 Задание 1    Имена существительные изменяются по числам и могут иметь формы единственного и формы множественного числа. Некоторые могут иметь форму только единственного или только множественного числа .

Задание 2

Задание 1

Имена существительные изменяются по числам и могут иметь формы единственного и формы множественного числа. Некоторые могут иметь форму только единственного или только множественного числа .

 Образуй формы множественного  числа Автобус- автобусы Яблоко – Машина – Каникулы – Самолёт- Санки – Доспехи –  яблоки машины Мн.ч. самолёты Мн.ч. Мн.ч. Назад

Образуй формы множественного

числа

Автобус-

автобусы

Яблоко –

Машина –

Каникулы –

Самолёт-

Санки –

Доспехи –

яблоки

машины

Мн.ч.

самолёты

Мн.ч.

Мн.ч.

Назад

Прочитай слова. Измени их по числу. [АГУРЕ´ Ц ], [МАЛАТОК],[АР´ЭХ], [КАС´Т´ОР],[ЛАГ´ИР´], [К´ИНГУРУ], [АКНО], [ТАКС´И]. Назад

Прочитай слова. Измени их по числу.

[АГУРЕ´ Ц ], [МАЛАТОК],[АР´ЭХ], [КАС´Т´ОР],[ЛАГ´ИР´],

[К´ИНГУРУ], [АКНО], [ТАКС´И].

Назад

Имена собственные и нарицательные Я имя существительное. Об этом я пою. Я называю все вокруг, Всем имена даю. Бываю нарицательным, Но надо понимать, Что я могу быть собственным- Старайся различать… Подсказка Задание

Имена собственные

и нарицательные

Я имя существительное.

Об этом я пою.

Я называю все вокруг,

Всем имена даю.

Бываю нарицательным,

Но надо понимать,

Что я могу быть собственным-

Старайся различать…

Подсказка

Задание

Собственные  Нарицательные Собственные пишутся с большой буквы имена, фамилии, отчества имена героев литературных произведений клички животных географические названия астрономические и астрологические обозначения названия журналов, газет, литературных произведений и т.д назад названия марок машин, и т.д

Собственные

Нарицательные

Собственные

пишутся с большой буквы

имена, фамилии, отчества

имена героев литературных произведений

клички животных

географические названия

астрономические и астрологические обозначения

названия журналов, газет, литературных произведений и т.д

назад

названия марок машин, и т.д

Какие из данных слов являются именами собственными, а какие – именами нарицательными :  столетие, мечта, ласточка, Снежок, голос, водяной, лист, песня, ягода, рыба,

Какие из данных слов являются именами собственными, а какие – именами нарицательными :

столетие, мечта, ласточка, Снежок, голос, водяной, лист, песня, ягода, рыба, "Калинка–Малинка", солдат, Кутузов, певица, Буратино, Кострома, Владимирская губерния.

Проверь себя! Нарицательные Собственные столетие Снежок мечта

Проверь себя!

Нарицательные

Собственные

столетие

Снежок

мечта

"Калинка–Малинка"

ласточка

Кутузов

голос

водяной

Буратино

лист

Кострома

песня

Владимирская губерния

ягода

рыба

солдат

назад

певица

СКЛОНЕНИЕ Подсказка Задание 1 Задание 2

СКЛОНЕНИЕ

Подсказка

Задание 1

Задание 2

Три склонения имен существительных  1-е склонение 2-е склонение Существительные Существительные 3-е склонение  ж.р. и м.р.  м.р. Существительные  - а, - я   и с.р. -о, -е  ж.р.  тетя ( с ь на конце) юноша стол метель окно глушь назад

Три склонения имен существительных

1-е склонение

2-е склонение

Существительные

Существительные

3-е склонение

ж.р. и м.р.

м.р.

Существительные

- а, - я

и с.р. -о, -е

ж.р.

тетя

( с ь на конце)

юноша

стол

метель

окно

глушь

назад

ВСТАВЬТЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПОДХОДЯЩИЕ  ПО СМЫСЛУ НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: Такси, радио, фортепиано, пальто, метро, шоссе, салями,  ателье, портмоне, кино, пони. Выйти из… гулять без … вынуть из… ехать по … пойти в … приехать на… слушать по … играть на… работать в… бутерброд с… кататься на…

ВСТАВЬТЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПОДХОДЯЩИЕ

ПО СМЫСЛУ НЕСКЛОНЯЕМЫЕ

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:

Такси,

радио,

фортепиано,

пальто,

метро,

шоссе,

салями,

ателье,

портмоне,

кино,

пони.

Выйти из…

гулять без …

вынуть из…

ехать по …

пойти в …

приехать на…

слушать по …

играть на…

работать в…

бутерброд с…

кататься на…

Запиши словарные слова буквами, распредели их по типам склонений. [КАЛ’ЭКЦЫЙА],[НОЖН´ИЦЫ],[КАЛ´ИКТ´ИФ], [М´ИНДАЛ´], [М´ИТАЛ],[ПШЫН´ИЦА], [ТРАЛ´ЭЙ'БУС], [Л'ЕСН'ИЦА], [П'ИЧАЛ'], [ПАЛ'ЭНА], [ШАХМАТЫ]. назад

Запиши словарные слова буквами, распредели их по типам склонений.

[КАЛ’ЭКЦЫЙА],[НОЖН´ИЦЫ],[КАЛ´ИКТ´ИФ],

[М´ИНДАЛ´], [М´ИТАЛ],[ПШЫН´ИЦА], [ТРАЛ´ЭЙ'БУС], [Л'ЕСН'ИЦА],

[П'ИЧАЛ'], [ПАЛ'ЭНА], [ШАХМАТЫ].

назад

Цветок 1 склонение 1 склонение Ж.р. + М.р.  Ведро -а -я 2 склонение 2 склонение Трава М.р. + Ср.р.   -о -е Дядя 3 склонение 3 склонение Ж.р.  Мышь

Цветок

1 склонение

1 склонение

Ж.р. + М.р.

Ведро

2 склонение

2 склонение

Трава

М.р. + Ср.р.

Дядя

3 склонение

3 склонение

Ж.р.

Мышь

Однажды на полянке Лунтик увидел землянику . Земляника ему очень понравилась. И решил он рассказать своим друзьям о спелой землянике. Из земляники Лунтик сделал бусы и подарил Миле. Друзья любовались красивой землянико й. В.п. И.п . П.п . Р.п. Т.п. И заметил Лунтик, что у слова земляника все окончания разные. Удивился Лунтик, что же это за чудеса такие. Оказывается есть в стране существительных падежи. Помоги Лунтику определить падеж у слова земляника.

Однажды на полянке Лунтик увидел

землянику . Земляника ему очень понравилась. И решил он рассказать своим друзьям о спелой землянике. Из земляники Лунтик сделал бусы и подарил Миле. Друзья любовались красивой землянико й.

В.п.

И.п .

П.п .

Р.п.

Т.п.

И заметил Лунтик, что у слова земляника все окончания разные. Удивился Лунтик, что же это за чудеса такие. Оказывается есть в стране существительных падежи. Помоги Лунтику определить падеж у слова земляника.

Соотнеси падеж и вопрос Подсказка Задание 1 Задание 2

Соотнеси падеж и вопрос

Подсказка

Задание 1

Задание 2

Название падежа Слова- И. п. помощники Падежные вопросы есть Р. п. Предлоги Д. п. кто? что? нет В. п. дать кого? - без, возле, до, из, для, около, от, подле, с, у чего? подойти к кому? Т. п. вижу П. п. доволен чему? к, по кого? под, за, про, через, в, на, во что? кем? думать чем? за, между, над, под, с, со, перед говорить о ком? о чем? в, о, об, на, при назад

Название падежа

Слова-

И. п.

помощники

Падежные вопросы

есть

Р. п.

Предлоги

Д. п.

кто? что?

нет

В. п.

дать

кого?

-

без, возле, до, из, для, около, от, подле, с, у

чего?

подойти к

кому?

Т. п.

вижу

П. п.

доволен

чему?

к, по

кого?

под, за, про, через, в, на, во

что?

кем?

думать

чем?

за, между, над, под, с, со, перед

говорить

о ком?

о чем?

в, о, об, на, при

назад

Кто? Что? Кого? Чего? Кем? Чем ? Кому? Чему? Родительный О ком? О чем? Именительный Дательный Кого? Что? Винительный Творительный Предложный назад

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кем? Чем ?

Кому? Чему?

Родительный

О ком? О чем?

Именительный

Дательный

Кого? Что?

Винительный

Творительный

Предложный

назад

Падежи имени существительного Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?  Лунтиком Лунтику Лунтика назад Лунтик Лунтика о Лунтике

Падежи имени существительного

  • Именительный
  • Родительный
  • Дательный
  • Винительный
  • Творительный
  • Предложный
  • Кто? Что?
  • Кого? Чего?
  • Кому? Чему?
  • Кого? Что?
  • Кем? Чем?
  • О ком? О чём?

Лунтиком

Лунтику

Лунтика

назад

Лунтик

Лунтика

о Лунтике

а д а н я и Занимательные

а

д

а

н

я

и

Занимательные

Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы: Щ_ Щ _ _ Щ _ _ _ Щ _ _ _ _ Щ _ _ _ _ _

Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:

Щ_

Щ _ _

Щ _ _ _

Щ _ _ _ _

Щ _ _ _ _ _

У шка подушка

У

шка

подушка

, НЯ д е ревня

,

НЯ

д е ревня

, , , О Р  О Д КРОКОДИЛ

,

,

,

О

Р

О

Д

КРОКОДИЛ

Шарада Начало – нота, Потом оленя украшение. А вместе – место Оживлённого движения. (До рога )

Шарада

Начало – нота,

Потом оленя украшение.

А вместе – место

Оживлённого движения.

(До рога )

Названье ноты напиши, Прибавить имя поспеши – И покачусь я по дороге Или тебе обую ноги.  (Ре зина .)

Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши –

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги.

(Ре зина .)

1 2 и м я 3 3 3 - т е 2 щ у 1 с с 1 2 1 1 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 - ь л е т и в 3 2 2 1 2 5 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 о е 3 2 2 н 3 3 3 3 3 3

1

2

и

м

я

3

3

3

-

т

е

2

щ

у

1

с

с

1

2

1

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

-

ь

л

е

т

и

в

3

2

2

1

2

5

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

о

е

3

2

2

н

3

3

3

3

3

3

МОЛОДЦЫ

МОЛОДЦЫ

Вывод: Таким образом, наша гипотеза оказалась верной: Имена существительные давно живут в нашей речи. Дают названия предметам. Украшают нашу речь.

Вывод:

Таким образом, наша гипотеза оказалась верной:

Имена существительные давно живут в нашей речи.

Дают названия предметам.

Украшают нашу речь.