ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. «Группы смерти»
Педагоги-психологи ОГКОУШ №39 Воецкая Л.М., Фоминская Е.О.
В 2015–2017 годах особенно актуальной стала проблема суицидов среди подростков, связанная с появлением в сети Интернет различных социальных групп депрессивного характера (так называемых групп смерти), наибольшее количество которых зарегистрировано в социальной сети «Вконтакте».
В настоящее время в социальной сети «Вконтакте» функционируют несколько тысяч сообществ с многочисленными несовершеннолетними участниками, пропагандирующих деструктивные формы поведения (агрессия, самоубийство, употребление наркотических средств, депрессивные состояния и прочее).
Пропаганда ведется методом игры в группе на сайте. Примеры таких групп: «Разбуди меня в 4.20», «СУИЦЫД», «Море китов», «Синий кит», F58, F 23.
В группе участники подталкивают подростка к совершению суицида, предлагая участие в так называемой «игре» с исчислением времени и прохождением соответствующих этапов втайне от родителей и родственников, по итогам которой он должен будет совершить самоубийство. В процессе игры подростку присваивается номер, в соответствии с которым он должен совершить суицид и даются различные задания, обязательные к исполнению
Подростка зомбируют, высылая инструкции о том, как выбрать способ совершения суицида, как находить аналогичные группы в Интернете в случае их закрытия, как вести себя с родителями, скрывать от них факт подготовки к совершению самоубийства. Перед совершением суицида подростки согласно имеющимся инструкциям удаляют все возможные аккаунты, созданные при общении в указанных группах.
Методы воздействия схожи с применяемыми при вербовке в террористические организации.
В результате психологического воздействия у ребенка развивается отсутствие желания жить, он начинает испытывать чувство одиночества, своей ненужности, непонятости со стороны окружающих, происходит идеализация смерти и суицида как способа решения всех проблем. По данным психологов, несовершеннолетние в данный период, следуя рекомендациям, причиняют себе травмы, в том числе в виде порезов на запястьях рук или на других скрытых одеждой частях тела. В данных случаях не преследуется цель самоубийства, это рассматривается ими как форма наказания себя болью.
Одним из требований к «играющим» является ведение специфического личного дневника, который можно сделать самим или приобрести в обычном книжном магазине, куда подросток вносит информацию о каждом дне.
В группу нужно выходить в 4-00 утра и находится там до 5-6 часов утра так, чтобы родители этого не заметили.
У подростка может быть несколько страниц для выхода в группу.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
- сделать фото (селфи) на крыше или на мосту
- нарисовать рисунок с изображением китов, бабочек, дельфинов или единорогов,
- сделать фото с сигаретами, спиртными напитками,
- нанести себе порезы,
- купить дневник с изображением крови или убийства
- сделать фото поцелуя с подростком своего пола
На подростков оказывают сильное психологическое давление, предварительно выяснив «больные точки», что является губительным для ребенка. Так, например, девочкам внушается, что
они толстые, и рекомендуются лекарственные препараты, которые необходимо принимать только под контролем врача, именно те, у которых побочным эффектом является в том числе и состояние депрессии.
В ходе игры у подростка выясняют обманным путем его адрес, информацию о родных и близких, а в дальнейшем этим манипулируют. «Либо ты убьешь себя, либо пострадают твои родственники».
СУТЬ В ТОМ, ЧТО ЭТО НЕ ИГРА, А РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА ЖИЗНИ.
В ходе воспитания, а также наблюдения за подростками родителям, педагогам, и иным заинтересованным лицам необходимо выяснять:
- - велся ли несовершеннолетним дневник, его местонахождение,
- - рисовал ли ребенок иероглифы, китов, дельфинов, бабочек, единорогов, медуз, изображения на религиозную и оккультную тематику, приобретались ли ему по его просьбе вещи с такими изображениями;
- - употреблял ли ребенок в последнее время алкоголь (энергетические коктейли) или табак (в основном Marlboro), таблетки, средства для похудения, наркотические средства;
- - проявлял ли ребенок в последние несколько месяцев, какое-либо отрицание религии и стремление к «антирелигии», сатанизму,
- - было ли у подростка стремление резко похудеть (анорексия),
- - играл ли подросток в компьютерные игры, если да то в какие именно,
- - находили ли на теле подростка какие-либо порезы на теле, в том числе надписи из царапин,
- - в каких социальных сетях зарегистрирован несовершеннолетний, его id-, логины, пароли; группы, участником которых он являлся, их тематика и влияние на поведение подростка.
- - не замечали ли случаев имитации ребенком порезов для фото.
На что следует обратить внимание родителям:
- Имеются ли на странице подростка нарисованные картинки, фото - или видеоизображения, соответствующие надписи:
- 1) китов или дельфинов (выбрасываются на берег),
- 2) бабочек (живут один день),
- 3) единорогов (на них едет смерть),
- 4) медуз (живут вечно),
- 5) космоса, звезд или вселенной (вечность),
- 6) с сигаретами, алкоголем,
- 7) сатанинской, религиозной направленности,
- 8) фото сексуальной тематики с изображением мальчика с мальчиком или девочки с девочкой, ЛГБТ-направленности, толерантного отношения к нетрадиционной сексуальной ориентации, аниме эротического или порнографического содержания,
- 9) селфи на крышах высотных домов, высоких мостах, обрывах (когда ребенка готовят к падению с высоты),
- 10) селфи на железной дороге, поезда, рельсы (когда ребенка готовят к смерти от поезда),
- 11) ножи, лезвия от точилок, опасные бритвенные лезвия, порезы на различных частях тела или процесс нанесения их (селфхарм: когда ребенка готовят к вскрытию вен),
- 12) огнестрельное оружие и его применение (когда ребенка готовят к смерти от выстрела),
- 13) медицинские лекарственные препараты, в том числе для похудения, изображения различных наркотиков (когда ребенка готовят к смерти от их применения),
- 14) виселицы, различные петли и способы вязания узлов (когда ребенка готовят к смерти через повешение).
- 15) фото с закрытыми лицами (рукой, платком, капюшоном).