СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Использование интегрированных уроков для развития творческой личности школьников, формирования ключевых компетенций и целостного восприятия мира»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация «Использование интегрированных уроков для развития творческой личности школьников, формирования ключевых компетенций и целостного восприятия мира» поможет учителям-предметникам сориентироваться в темах интегрированных уроков, выбрать для себя интересный материал. Работа была представлена участникам конференции, посвящённой вопросам использования инновационных методов обучения на современных уроках.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Использование интегрированных уроков для развития творческой личности школьников, формирования ключевых компетенций и целостного восприятия мира»»

«Использование интегрированных уроков для развития творческой личности школьников, формирования ключевых компетенций и целостного восприятия мира». Учитель МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3,Дорогобужский район Тюликова Г.А.

«Использование интегрированных уроков для развития творческой личности школьников, формирования ключевых компетенций и целостного восприятия мира».

Учитель МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3,Дорогобужский район

Тюликова Г.А.

Интегрирование (от латинского) – восстановление, восполнение, состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому.

Интегрирование

  • (от латинского) – восстановление, восполнение, состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому.

Задачи интеграции: Дать ученику знания, которые отражают связность отдельных частей мира как системы; Научить ребенка представить мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны; Помочь учащимся научиться познавать, размышлять, анализировать; Находить новые факты, которые подтверждают или углубляют наблюдения, выводы учащихся в различных предметах.

Задачи интеграции:

  • Дать ученику знания, которые отражают связность отдельных частей мира как системы;
  • Научить ребенка представить мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны;
  • Помочь учащимся научиться познавать, размышлять, анализировать;
  • Находить новые факты, которые подтверждают или углубляют наблюдения, выводы учащихся в различных предметах.
Функции интеграции в обучении: Методологическая функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира. Образовательная функция интегрированного подхода заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания. Воспитательная функция интеграции состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения. Развивающая функция необходима для всестороннего и целостного развития личности учащихся, развития их интересов, мотивов, потребностей к познанию .

Функции интеграции в обучении:

  • Методологическая функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира.
  • Образовательная функция интегрированного подхода заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания.
  • Воспитательная функция интеграции состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения.
  • Развивающая функция необходима для всестороннего и целостного развития личности учащихся, развития их интересов, мотивов, потребностей к познанию .
Технологии в интегрированном обучении: Технология объяснительно -иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных умений.

Технологии в интегрированном обучении:

  • Технология объяснительно -иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных умений.
Технологии в интегрированном обучении: Технология личностно ориентированного обучения направлена на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

Технологии в интегрированном обучении:

  • Технология личностно ориентированного обучения направлена на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
Технологии в интегрированном обучении: Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников.

Технологии в интегрированном обучении:

  • Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников.
Уровни интеграции: 1 уровень – создание системы интегрированных уроков, когда изучаются одни и те же темы на основе двух или нескольких предметов (« Тема Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и музыке»); 2 уровень – создание программы спецкурсов, объединяющих несколько предметов («Защитники земли Русской»); 3 уровень – разработка и внедрение целостных систем, моделей обучения, ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.

Уровни интеграции:

  • 1 уровень – создание системы интегрированных уроков, когда изучаются одни и те же темы на основе двух или нескольких предметов (« Тема Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и музыке»);
  • 2 уровень – создание программы спецкурсов, объединяющих несколько предметов («Защитники земли Русской»);
  • 3 уровень – разработка и внедрение целостных систем, моделей обучения, ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.
Интегрированные уроки как средство повышения эффективности обучения русскому языку и литературе Специальные требования к организации и проведению интегрированных уроков:

Интегрированные уроки как средство повышения эффективности обучения русскому языку и литературе

Специальные требования к организации и проведению интегрированных уроков:

Специальные требования к организации уроков 1 . Главная задача решается приёмами, характерными для нескольких учебных дисциплин. 2. Наблюдается сочетание и взаимодействие основ нескольких учебных предметов. 3. На уроке идёт развитие и закрепление основных умений и навыков в области нескольких учебных дисциплин несколькими учителями. 4. Урок способствует развитию познавательного интереса к нескольким учебным предметам.

Специальные требования к организации уроков

1 . Главная задача решается приёмами, характерными для нескольких учебных дисциплин.

2. Наблюдается сочетание и взаимодействие основ нескольких учебных предметов.

3. На уроке идёт развитие и закрепление основных умений и навыков в области нескольких учебных дисциплин несколькими учителями.

4. Урок способствует развитию познавательного интереса к нескольким учебным предметам.

Типы  и виды интегрированных уроков Урок формирования новых знаний  («Сравнение как средство выразительности речи») Урок формирования умений и навыков  («Слава богатырям земли русской») Урок получения новых знаний  («Такое удивительное имя существительное») Урок совершенствования знаний   («Судьба Грибоедова на фоне эпохи») Урок применения знаний на практике  («Поэтический язык Пастернака») Урок повторения («Путешествие с причастием») Урок обобщения и систематизации знаний  («Две России и единая Русь») Урок контроля и проверки знаний  («Текстовый редактор Word . Окончания имён существительных»)

Типы и виды интегрированных уроков

  • Урок формирования новых знаний

(«Сравнение как средство выразительности речи»)

  • Урок формирования умений и навыков

(«Слава богатырям земли русской»)

  • Урок получения новых знаний

(«Такое удивительное имя существительное»)

  • Урок совершенствования знаний

(«Судьба Грибоедова на фоне эпохи»)

  • Урок применения знаний на практике

(«Поэтический язык Пастернака»)

  • Урок повторения («Путешествие с причастием»)
  • Урок обобщения и систематизации знаний

(«Две России и единая Русь»)

  • Урок контроля и проверки знаний

(«Текстовый редактор Word . Окончания имён существительных»)

Нетрадиционные интегрированные уроки Уроки, основанные на имитации деятельности и организации: «суд», «следствие», «трибунал», «цирк», «учёный совет» («Кровью сердца окроплённые строки» по произведениям Солженицина) Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия («Петербург Достоевского») Уроки, напоминающие публичные формы общения – пресс-конференция, аукцион, митинг, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал («Урок мужества») Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков», «Следствие ведут знатоки» («Что за прелесть эти сказки») Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция – парадокс, экспресс – опрос, урок – зачёт, урок – консультация, урок – семинар («Тема дороги в живописи и литературе») Уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок – сюрприз

Нетрадиционные интегрированные уроки

  • Уроки, основанные на имитации деятельности и организации: «суд», «следствие», «трибунал», «цирк», «учёный совет» («Кровью сердца окроплённые строки» по произведениям Солженицина)
  • Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия («Петербург Достоевского»)
  • Уроки, напоминающие публичные формы общения – пресс-конференция, аукцион, митинг, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал («Урок мужества»)
  • Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков», «Следствие ведут знатоки» («Что за прелесть эти сказки»)
  • Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция – парадокс, экспресс – опрос, урок – зачёт, урок – консультация, урок – семинар («Тема дороги в живописи и литературе»)
  • Уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок – сюрприз
Преимущества интегрированных уроков Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; Способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; Увеличивают темп выполняемых учебных операций, вовлекают детей в активную работу.

Преимущества интегрированных уроков

  • Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • Способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • Увеличивают темп выполняемых учебных операций, вовлекают детей в активную работу.
Результаты интегрированного обучения Повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук; Изменение уровня интеллектуальной деятельности , эмоционального развития, рост познавательных интересов.

Результаты интегрированного обучения

  • Повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
  • Изменение уровня интеллектуальной деятельности , эмоционального развития, рост познавательных интересов.
Методика подготовки и проведения уроков Определение темы, целей, задач урока (они должны быть общими для нескольких учебных предметов и специфическими для каждого в отдельности) Согласование учебных программ Определение типа урока Выбор наиболее эффективных методов и приёмов в соответствии с поставленными целями и задачами Продумывание структуры урока (акцент делается на самостоятельную познавательную работу учащихся) Составление плана урока, продумывание методов контроля и оценки деятельности школьников.

Методика подготовки и проведения уроков

  • Определение темы, целей, задач урока (они должны быть общими для нескольких учебных предметов и специфическими для каждого в отдельности)
  • Согласование учебных программ
  • Определение типа урока
  • Выбор наиболее эффективных методов и приёмов в соответствии с поставленными целями и задачами
  • Продумывание структуры урока (акцент делается на самостоятельную познавательную работу учащихся)
  • Составление плана урока, продумывание методов контроля и оценки деятельности школьников.
Оценка эффективности урока 1. Каково качество знаний учащихся по теме; 2. Какие формы мышления , мыслительные операции, творческие процессы инициировались деятельностью учителя; 3. Имело ли место проблемное обучение, какова роль всего класса и каждого ученика в отдельности в решении той или иной проблемы; 4. Насколько эффективны способы организации познавательной деятельности учащихся, в какой мере они способствовали развитию интереса в области интегрируемых дисциплин; 5. Каков эмоциональный тонус урока.

Оценка эффективности урока

  • 1. Каково качество знаний учащихся по теме;
  • 2. Какие формы мышления , мыслительные операции, творческие процессы инициировались деятельностью учителя;
  • 3. Имело ли место проблемное обучение, какова роль всего класса и каждого ученика в отдельности в решении той или иной проблемы;
  • 4. Насколько эффективны способы организации познавательной деятельности учащихся, в какой мере они способствовали развитию интереса в области интегрируемых дисциплин;
  • 5. Каков эмоциональный тонус урока.
Интеграция предметов обучения Интегративны на разных уровнях – внутрипредметном и межпредметном: Русский язык и литература; Русский язык и литература и гуманитарные дисциплины (история, музыка, ин. яз, ИЗО) Русский язык и литература и негуманитарные предметы (математика, информатика, география, биология, ОБЖ, физика, химия, трудовое обучение)

Интеграция предметов обучения

Интегративны на разных уровнях – внутрипредметном и межпредметном:

  • Русский язык и литература;
  • Русский язык и литература и гуманитарные дисциплины (история, музыка, ин. яз, ИЗО)
  • Русский язык и литература и негуманитарные предметы (математика, информатика, география, биология, ОБЖ, физика, химия, трудовое обучение)
Интегрированные уроки русского языка и литературы «Природа стройной верна простоте». Лирика Тургенева в 5 классе «Сравнение как средство выразительности речи» «Производные непроизводные предлоги в рассказе Чехова «Детвора» (7 класс) «Однородные члены предложения. «Свои люди – сочтёмся» («Ревизор» Н.В.Гоголя, действие 2) «Нравственные проблемы и язык повести И.С.Тургенева «Первая любовь» «Художественный мир поэзии Тютчева» «Поэтический язык Б.Пастернака»

Интегрированные уроки русского языка и литературы

  • «Природа стройной верна простоте». Лирика Тургенева в 5 классе
  • «Сравнение как средство выразительности речи»
  • «Производные непроизводные предлоги в рассказе Чехова «Детвора» (7 класс)
  • «Однородные члены предложения. «Свои люди – сочтёмся» («Ревизор» Н.В.Гоголя, действие 2)
  • «Нравственные проблемы и язык повести И.С.Тургенева «Первая любовь»
  • «Художественный мир поэзии Тютчева»
  • «Поэтический язык Б.Пастернака»
Интегрированные уроки литературы и истории «Мотивы былого в лирике поэтов 19 века» «Эпоха Возрождения и Шекспир» «Судьба Грибоедова на фоне эпохи» «Петербург Достоевского» «А слава тех не умирает, кто за Отечество живёт» «Этот мир очарованья, этот мир из серебра» .Эпоха и поэзия «серебряного века» «Кровью сердца окроплённые строки» (по произведениям Солженицина) «Битва за Москву в истории и литературе» «Порочный круг» (Месть Ольги, «Матерь человеческая», «Мститель»)

Интегрированные уроки литературы и истории

  • «Мотивы былого в лирике поэтов 19 века»
  • «Эпоха Возрождения и Шекспир»
  • «Судьба Грибоедова на фоне эпохи»
  • «Петербург Достоевского»
  • «А слава тех не умирает, кто за Отечество живёт»
  • «Этот мир очарованья, этот мир из серебра» .Эпоха и поэзия «серебряного века»
  • «Кровью сердца окроплённые строки» (по произведениям Солженицина)
  • «Битва за Москву в истории и литературе»
  • «Порочный круг» (Месть Ольги, «Матерь человеческая», «Мститель»)
Интегрированные уроки ИЗО, музыки, литературы « Что за прелесть эти сказки» «Зимний пейзаж в литературе, музыке и живописи» «Союз волшебных звуков, чувств и дум» (Чехов, Левитан, Чайковский) «Тема дороги в литературе и живописи» «Мотив осени в русском изобразительном искусстве и литературе» «Слово о полку Игореве» в иллюстрациях Фаворского» «Стихи, ставшие песней» Лирика военных лет. «Мотивы поэзии «Серебряного века» в различных видах искусства»

Интегрированные уроки ИЗО, музыки, литературы

  • « Что за прелесть эти сказки»
  • «Зимний пейзаж в литературе, музыке и живописи»
  • «Союз волшебных звуков, чувств и дум» (Чехов, Левитан, Чайковский)
  • «Тема дороги в литературе и живописи»
  • «Мотив осени в русском изобразительном искусстве и литературе»
  • «Слово о полку Игореве» в иллюстрациях Фаворского»
  • «Стихи, ставшие песней» Лирика военных лет.
  • «Мотивы поэзии «Серебряного века» в различных видах искусства»
Литературное кафе «Любовью дорожить умейте»

Литературное кафе «Любовью дорожить умейте»

Интегрированные уроки русского и иностранного языка. «Заимствованные слова». «Роль предлогов в русском и английском языках». «Порядок слов в предложении в русском и немецком языке».

Интегрированные уроки русского и иностранного языка.

  • «Заимствованные слова».
  • «Роль предлогов в русском и английском языках».
  • «Порядок слов в предложении в русском и немецком языке».
Интегрированные уроки с негуманитарными дисциплинами «Васюткиными тропами» (рус. яз., литература, география, ОБЖ) «Число, имя числительное, слова со значением числа» (рус.яз и математика) «Гумилёв и Африка» (литература и география) «Вдохновение нужно в поэзии, как и в математике» «Путешествие с причастием» (информатика и рус.яз Работа над ошибками диктанта с использованием компьютера (рус.язык и информатика) «Земля любви моей» (география См. и литерат. См.) «Текстовый редактор Ворд. Окончания существит.) « Пушкин. Детство. Сказки. Числовые и буквенные выражения, решение уравнений» (литер., математ.)

Интегрированные уроки с негуманитарными дисциплинами

  • «Васюткиными тропами» (рус. яз., литература, география, ОБЖ)
  • «Число, имя числительное, слова со значением числа» (рус.яз и математика)
  • «Гумилёв и Африка» (литература и география)
  • «Вдохновение нужно в поэзии, как и в математике»
  • «Путешествие с причастием» (информатика и рус.яз
  • Работа над ошибками диктанта с использованием компьютера (рус.язык и информатика)
  • «Земля любви моей» (география См. и литерат. См.)
  • «Текстовый редактор Ворд. Окончания существит.)
  • « Пушкин. Детство. Сказки. Числовые и буквенные выражения, решение уравнений» (литер., математ.)