Эпиграф к уроку
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Он как душа неразделим и вечен –
- Неколебим, свободен и беспечен
- Срастался он под сенью дружных муз.
- А.С. Пушкин
Актуализация опорных знаний
- Проверка домашнего задания:
- Морфологический разбор сочинительного и подчинительного союзов;
- Словарный диктант (правописание союзов):
– Рассказал то(же) самое – он то(же) ученик талантливый;
– з а(то) время, что я отсутствовал – кошка пропала, за(то) появился щенок;
– задача решалась так(же), как и предыдущая – вы так(же) отдыхали на море.
Правописание союзов
Союзы тоже, чтобы, зато, также,
Местоимение «то» с частицей -же-, местоимение «что» с частицей -бы- местоимение с предлогом за то,
наречие «так» с частицей -же-
Нельзя заменить союзом
Можно зпменить союзами:
тоже, также = и, чтобы= для того чтобы, зато= но.
Нельзя убрать или переместить часть (частицу) на другое место
Частицу можно опустить или переместить на другое место
Нельзя поставить вопрос.
Можно поставить вопрос.
Является членом предложения.
Не является членом предложения.
Играет связующую роль.
Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).
Повторение и обобщение по теме «Союз»
Цели:
- Обучающие:
- – повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его морфологические признаки, отличать союзы от наречий и местоимений с предлогами; определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них; определять роль союзов в тексте;
- Развивающие:
- – развивать орфографические и пунктуационные умения и навыки; умения определять морфологические признаки союза, роль союза в предложении, развивать память (зрительную, слуховую);
- Воспитательные:
- – способствовать воспитанию у детей нравственных качеств, коммуникативных навыков и умений, воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим, чувства ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе (работа в группах
(В данном тексте, союз «и» соединяет однородные члены предложения и части сложного предложения, а также является средством художественной выразительности.)
- Душе настало пробужденье:
- И вот опять явилась ты,
- Как мимолетное виденье,
- Как гений чистой красоты.
- И сердце бьется в упоенье,
- И для него воскресли вновь
- И божество, и вдохновенье,
- И жизнь, и слезы, и любовь.
Мозговая атака задание № 1
- Карточка 1 (вопросы по теории). Работа в группах.
- 1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
- 2. Союз – это……………………..
- 3. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………, а из нескольких слов…………….
- 4. Союзы не являются………………………
- 5. Союзы связывают………………………………….
- 6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
- 7. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
- 8. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
- 9. Подчинительные союзы делятся на разряды……………
- 10. По употреблению союзы делятся на…………………………………
Задание № 2 (карточка 2) Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами
- Неожиданно набежала туча……
- – Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. (ССП)
- – Когда неожиданно набежала туча, мы отправились домой. (СПП)
- – Неожиданно набежала туча и закрыла все небо. (ПП с однородными сказуемыми)
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Работа с учебником: §55, Упр.333 (выполняем устно) 1) Или, а, если, но, да 2) И, но, однако, зато 3) Или, если, да, так как, но, чтобы, хотя 4) Чтобы, однако, если, хотя, что 5) Когда, пока, едва, лишь, поскольку
Задание № 3
Из предложений, которые вы видите, выпишите:
- 1 группа – номера предложений с сочинительными союзами
- 2 группа – номера предложений с подчинительными союзами
- 3 группа – номера предложений с союзами, которые по структуре являются простыми;
- 4 группа – номера предложений с союзами, которые по структуре являются составными;
- 5 группа – номера предложений с повторяющимися союзами, и номера предложений с союзом «да» в значении «и».
Карточка № 3
- 1. Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко.
- 2. Изредка хлопнет обессиленный парус, или под кормой плеснет волна.
- 3. На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.
- 4. Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился.
- 5. Дом невелик, да скучать не велит.
- 6. Сердце предчувствовало, что случится беда.
- 7. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.
- 8. Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни.
- 9 . Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.
- 10. Ступай на базар да купи тыкву
- 11. Я открыл окно, для того чтобы в комнате стало светлее
Проверь себя
Ответы (карточка № 3)
- 1 группа (1,2,3,4,5),
- 2 группа (6,7,8,9),
- 3 группа (1,2,3,4,5,6,7,9,10),
- 4 группа (8, 11),
- 5 группа (3, 10).
Задание № 4. Карточка 4 если в предложении употреблён союз – поднимаем синюю карточку, если местоимение/наречие с частицей или предлогом – зеленую.
- 1. Ель, пихта и сосна, а так(же) кедр и лиственница – хвойные деревья.
- 2 . Я думаю так(же), как и вы.
- 3. Творчество Чехова мне то(же) нравится.
- 4. Ирбис – то(же) , что и снежный барс.
- 5 . Повесь в кухне шторы , что(бы) было уютнее.
- 6 . Что(бы) такое предпринять?
- 7. Малыши с воспитателем то(же) ушли на речку.
- 8. Я не был за границей, за(то) объездил вдоль и поперек свою страну.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Дети обращаются к целям, которые ими были обозначены в начале урока, анализируют
Продолжите высказывания по уроку:
- -я выполнял задания…
- - возникли трудности при выполнении…
- -у меня получилось …
- -я понял, что теперь могу…
- -я научился…
- -я попробую…
Домашнее задание.
Найти в художественном тексте или составить предложения с союзами зато, чтобы, также, тоже и с омонимичными сочетаниями за то, что бы, так же, то же. Не забудьте повторить правописание составных подчинительных союзов, на следующем уроке будет диктант
Спасибо за внимание!