Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Центр психолого –педагогического и медико -социального сопровождения «Дар»
Окружной семинар
«Создание специальных образовательных условий
для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
в начальных классах общеобразовательной организации».
Руководитель ТОПМПК
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Авдюкова С.О.
г.Реж
2015 г.
«У детей нет никого больше, кроме учителей » Зицер Дима
Век
социального
аутизма
Заложен фундамент?
Модернизация образования
Доступность качественного образования.
Повышение профессиональной компетенции педагогов
Профессиональные стандарты
Опыт других стран
Законодательные основы организации получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Международный уровень:
- Декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10.12.1948 г. Ст.1 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (утв. в дек.1960 г.) Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 г.) Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.) Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты резолюцией 48/96 Ген.Ас.ООН 20.12.1993 г. п.1, п.2)
- Декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10.12.1948 г. Ст.1
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (утв. в дек.1960 г.)
- Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 г.)
- Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.)
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты резолюцией 48/96 Ген.Ас.ООН 20.12.1993 г. п.1, п.2)
- Федеральный уровень: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 21.07.2014 г.)
- Федеральный уровень:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 21.07.2014 г.)
Статистические данные по детям с ОВЗ
По данным Министерства здравоохранения РФ
- Приказ от 2013 года. Москва о первоклассниках.
- Приказ от 2013 года.
- Москва о первоклассниках.
Количество детей с Расстройствами аутистического спектра
2010 год – 1 к 110,
2014 год – 1 к 68,
2017 год – 2 %
от общего количества новорожденных.
ФГОС для детей с овз
- В основе: принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства.
- ФГОС НОО обучающихся с ЗПР представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дети, имеющие:
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- тяжёлые нарушения речи;
- нарушения опорно-
двигательного аппарата;
- нарушения интеллекта;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра;
- задержка психического развития;
- комплексные нарушения развития.
Характерные особенности детей с ЗПР:
- Снижение работоспособности;
- Повышенная истощаемость;
- Неустойчивое внимание;
- Своеобразное поведение;
- Недостаточность произвольной памяти;
- Отставание в развитии мышления;
- Дефекты звукопроизношения;
- Бедный словарный запас слов;
- Низкий навык самоконтроля;
- Незрелость эмоционально-волевой сферы;
- Ограниченный запас общих сведений и представлений;
- Слабая техника чтения;
- Трудности в счёте и решении задач по математике.
Общепедагогические принципы классификация Г. А. Толмачевой
* Сочетание принципов научности и доступности обучения. *Принцип связи обучения с жизнью.
* Принцип сознательности, активности и самостоятельности. *Принцип систематичности и последовательности в обучении.
* Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения. * Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов
* Принцип деятельностного подхода. * Принцип оперативного контроля и самоконтроля
* Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков. * Принцип педагогического оптимизма
Основные подходы к организации образовательных условий для детей с ЗПР
- Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
- Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
- Индивидуальный подход
- Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
- Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
- Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
- Использование многократных указаний, упражнений
- Проявление большого такта со стороны учителя
- Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
- Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с зпр
опора на лицо говорящего, многократные
указания,
памятки, игровые моменты
палочки – этап деятельности,
стих с движением, рисованием,
опорой на предметы, воображением,
храмовый эффект, графические
модели
«забегание» вперед,
подготовительные упражнения, доступные
инструкции, связь предыдущего материала
с последующим, выслушивать до конца,
поощрения, наглядность, наводящие вопросы
внимание
память
мышление
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра
Визуальная поддержка
Минимум сенсорной нагрузки
Специальные методы и приемы обучения
Адаптированная образовательная программа
Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
Цель. Задачи.
Структура АОП
- титульный лист,
- пояснительная записка,
- планируемые результаты,
- учебный план,
- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (на соответствующей ступени образования),
- программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план,
- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (на соответствующей ступени образования),
- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
- программа коррекционной работы
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы (соответствующей ступени),
- план внеурочной деятельности
- Развивается в среде сверстников Запускаются скрытые компенсаторные механизмы
- Развивается в среде сверстников
- Запускаются скрытые компенсаторные механизмы
- Социальная адаптация ребенка и готовность к самостоятельной независимой жизни в обществе;
- Социальная адаптация ребенка и готовность к самостоятельной независимой жизни в обществе;
- Новый уровень профессиональной компетентности Повышение статуса и роли учителя в коллективе и среди родителей
- Новый уровень профессиональной компетентности
- Повышение статуса и роли учителя в коллективе и среди родителей
Оценка значимости инклюзии всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса.
ребенок
родитель
учитель
Контактная информация:
ГБОУ СО «ЦПМСС «Дар»
г.Реж, ул. Черняховского, 15
[email protected]
8- 34364-3-36-64
ТОПМПК
623752 г.Реж
Ул.Калинина, 14
Электронная почта: [email protected]
Телефон: 8-34364-3-30-66
2015 г.