СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Декоративно-прикладное творчество презентация на тему "виды росписи России"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Центр детского творчества» п.Кавалерово  Технологии исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства . Составил: педагог дополнительного образования Титова Марина Геннадьевна п.Кавалерово 2017г.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» п.Кавалерово

Технологии исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства .

Составил:

педагог дополнительного образования

Титова Марина Геннадьевна

п.Кавалерово

2017г.

Роспись по дереву в декоративно-прикладном искусстве . В России более тридцати видов росписи по дереву: ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМАГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ, ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ, ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ, РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ, БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ, МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ, ШЕНКУРСКАЯ РОСПИСЬ, ОНЕЖСКАЯ РОСПИСЬ, ПУЧУЖСКАЯ РОСПИСЬ, ПИЖЕМСКАЯ РОСПИСЬ, ВЯТСКАЯ РОСПИСЬ , КАРЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ, ПЕТЕРБУРГСКАЯ РОСПИСЬ, ВЛАДИМИРСКАЯ РОСПИСЬ, КИЕВСКАЯ РОСПИСЬ, КУРСКАЯ РОСПИСЬ, ВОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ, ЛИПЕЦКАЯ РОСПИСЬ, УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ, КЕМЕРОВСКАЯ РОСПИСЬ, ТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ, ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ, ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА ХОЛУЙ, ФЕДОСКИНО, ГАЮТИНСКАЯ, КИЧМЕНГСКО-ГОРОДЕЦКАЯ , ШЕКСНИНСКАЯ ЗОЛОЧЕНКА

Роспись по дереву в декоративно-прикладном искусстве .

В России более тридцати видов росписи по дереву:

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМАГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ, ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ, ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ, РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ, БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ, МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ, ШЕНКУРСКАЯ РОСПИСЬ, ОНЕЖСКАЯ РОСПИСЬ, ПУЧУЖСКАЯ РОСПИСЬ, ПИЖЕМСКАЯ РОСПИСЬ, ВЯТСКАЯ РОСПИСЬ , КАРЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ, ПЕТЕРБУРГСКАЯ РОСПИСЬ, ВЛАДИМИРСКАЯ РОСПИСЬ, КИЕВСКАЯ РОСПИСЬ, КУРСКАЯ РОСПИСЬ, ВОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ, ЛИПЕЦКАЯ РОСПИСЬ, УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ, КЕМЕРОВСКАЯ РОСПИСЬ, ТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ, ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ, ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА ХОЛУЙ, ФЕДОСКИНО, ГАЮТИНСКАЯ, КИЧМЕНГСКО-ГОРОДЕЦКАЯ , ШЕКСНИНСКАЯ ЗОЛОЧЕНКА

Мезенская роспись

Лучше сохранилась роспись крестьянских интерьеров. Особенное распространение она имела в областях русского Севера. В 19 веке, а часто еще и в первые десятилетия 20 века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы. Она делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками). Мотивы этой росписи — разнообразные цветы. Расписывали голбец (крытая отгородка рядом с печкой, с дверью на лестницу в нижнюю клеть), подпечек со створками (куда прятали ухваты), залавошник для посуды, судницу в несколько створок (которая шла от печки вдоль боковой стены), воронец (балка для полатей), полку для икон в красном углу, входную дверь. А в центре яркой, веселой расписной избы висела украшенная росписью люлька. Дополняли весь этот комплекс росписи стен и мебели расписные сундуки; зимой у входа на специальном выступе лавки вешали хомут, деревянные части которого покрывала роспись; на лавке, освещенная светом из окна, красовалась

прялка; на полках над окнами стояла деревянная посуда с росписью.

Городецкая роспись Городецкая роспись — большое явление в русском народном творчестве Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Роспись, ни на что не похожая, одновременно и смелая и наивная, непритязательная и форсистая. Роспись, которая ныне  называется городецкой, родилась в Поволжье, в Нижегородской губернии, в деревнях, расположенных на берегах Узолы, в селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др, недалеко от крупного села Городец, на ярмарке которого продавались изделия мастеров.

Городецкая роспись

Городецкая роспись — большое явление в русском народном творчестве

Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Роспись, ни на что не похожая, одновременно и смелая и наивная, непритязательная и форсистая.

Роспись, которая ныне

называется городецкой,

родилась в Поволжье, в Нижегородской губернии, в деревнях, расположенных на берегах Узолы, в селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др, недалеко от крупного села Городец, на ярмарке которого продавались изделия мастеров.

Хохломская роспись Хохлома — это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента.

Хохломская роспись

Хохлома — это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента.

Пермогорская роспись

Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной

Двины, первые по высоте горы. В 4 километрах от нее раскинулась деревня

Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино,

Грединская, Черепаново. Эти деревни, оъединенные общим названием

Мокрая Евдома, и являлись центром пермогорской росписи. Возникла она,

вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30- х годов нашего века. А с конца 60 - х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры".

Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построение композиции, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими

книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны

с иконографией. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки.

Пермогорские прялки - корневого типа с большой широкой лопаской.

Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части. Верхняя

была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатлений

неустойчивости, т.к. переход от лопаски к стояку был ступенчатым,

широким и уравновешивал такую композицию.

Петриковская роспись  Еще в середине XVIII века приднепровские места были  облюбованны для заселения кошевым атаманом Войска  Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось  жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья -  Петриковка. Земля петриковская взрастила не одно поколение  мастеров народного творчества.  Издавна славились по всему Приднепровью петриковские  ярмарки, на которых особенно ценились изделия  местных «рисовальщицей» - мастериц из  росписи домов и их внутренней отделки.  Быстрые, умелые руки волшебниц творили  чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель  в красивое жилье.

Петриковская роспись

Еще в середине XVIII века приднепровские места были

облюбованны для заселения кошевым атаманом Войска

Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось

жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья -

Петриковка. Земля петриковская взрастила не одно поколение

мастеров народного творчества.

Издавна славились по всему Приднепровью петриковские

ярмарки, на которых особенно ценились изделия

местных «рисовальщицей» - мастериц из

росписи домов и их внутренней отделки.

Быстрые, умелые руки волшебниц творили

чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель

в красивое жилье.

Костромская кистевая роспись

Костромская губерния издавна славилась мастерством росписи по дереву.

Костромских мастеров часто называли молвитинскими мастерами, так как центром местного живописного мастерства костромских живописцев до революции было село Молвитино (ныне Сусаннино).Крестьянские мастера – маляры (так называли живописцев, расписывавших что-либо красками) выполняли работы по росписи дома, его интерьера и мебели. Основные мотивы костромской росписи – фантастические алые и лазоревые цветы, виноградные грозди, ягоды смородины, всевозможные листья. Встречаются также изображения птиц, зверей, человека.

Костромские художники очень любили зеленовато-синий, бордовый, коричневый фон,

на котором писали крупные распластанные розаны с белыми

оживками, ягоды и фрукты. Жанровые сцены были редкостью, но не

исключением. В костромских и ярославских росписях также заметно

пристрастие художника к белой земле (белому фону). Декоративное

мастерство живописца видно в умении расположить узор на

поверхности предмета, расцветить его яркими красками. Одни и те

же узоры то собраны в букет, то повисают гирляндой, а то

разбросаны по поверхности и создают подобие ковра. Тёмный

фон подчёркивает яркость красочной гаммы, делает предмет очень

нарядным.

Борецкая роспись Борок – древнее село на берегу Северной Двины (ныне Виноградовского района, Архангельской области). существенной чертой росписи является ее композиция, которая дублирует композицию иконостаса. Поскольку борецкая роспись по дереву обладает сюжетностью, то в основе каждого рисунка непременно лежит главная тема, символически раскрывающаяся в изображениях всадника и лошади, жениха и невесты, князя и княгини, пары птиц на ветвях Древа Жизни, пары животных (лев и единорог). Символ борецкой росписи — Древо  жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого  изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья.  Мотивамикомпозиции могли служить жанровые сценки: чаепитие,  гуляния и др.

Борецкая роспись

Борок – древнее село на берегу Северной Двины (ныне Виноградовского района, Архангельской области).

существенной чертой росписи является ее композиция, которая дублирует композицию иконостаса. Поскольку борецкая роспись по дереву обладает сюжетностью, то в основе каждого рисунка непременно лежит главная тема, символически раскрывающаяся в изображениях всадника и лошади, жениха и невесты, князя и княгини, пары птиц на ветвях Древа Жизни, пары животных (лев и единорог). Символ борецкой росписи — Древо

жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого

изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья.

Мотивамикомпозиции могли служить жанровые сценки: чаепитие,

гуляния и др.

Глубовская роспись Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера – шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние – насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет. Интернет-ресурсы: cjzyhome.zon.ru ; dlyacota.ru; uarp.org; microbik.ru

Глубовская роспись

Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера – шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние – насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет.

Интернет-ресурсы: cjzyhome.zon.ru ; dlyacota.ru; uarp.org; microbik.ru