Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня, и я научусь.
Китайская мудрость
Мурзабаева Гульжан Ахметжановна
учитель химии ГКУ «Гимназия №2
имени Шокана Уалиханова с дошкольным
мини-центром г. Капшагай»
Электрохимический ряд напряжения металлов. Активность металлов
9 класс
Умение сравнивать химическую активность металлов, составлять уравнения химических реакций, которые описывают химические свойства металлов, составить свой вытеснительный ряд металлов.
Цели изучения, которым способствует данный урок
Учащиеся могут:
• Правильно использовать химические термины, понимать и отвечать на поставленные учителем вопросы в разрезе изучаемой темы и известных фактах.
Ключевые слова и фразы:
• Электрохимический ряд, напряжение металлов, активность металлов, окислитель, восстановитель, вытеснение.
Вопросы для обсуждения:
• Можете ли вы сказать, почему металлы в электрохимическом ряду располагаются в порядке ослабления восстановительных свойств?
• В электрохимическом ряду, Бекетов среди металлов, поместил неметалл – водород, как вы обоснуете его действия?
Языковая цель
- Объяснить понятие - электрохимический ряд напряжения металлов.
- Составлять уравнения реакций замещения металлов в растворах их солей более активными металлами.
- Объяснять механизм работы с электрохимическим рядом напряжения металлов.
- Проводить исследование с использованием прибора GLX Explorer и сенсорным температурным датчиком.
- Составлять свой вытеснительный ряд металлов, на основании проведенных опытов и исследований.
- Обосновывать результаты проведенных исследований и опытов, а также смогут объяснить принцип протекторной защиты от коррозии.
Ожидаемый результат
- Устное поощрение выполненной работы;
- Самооценивание и взаимооценивание по ключу;
- Оценочные листы (критериальное оценивание);
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?
- • Учащиеся составляют уравнения реакций, правильно проводят сбор данных с прибора, проводят опыты, доказывают верность составления электрохимического ряда Бекетова на основании собственного вытеснительного ряда, решают задачи.
Оценивание.
Здравствуйте ребята!
Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на нашем уроке.
Предлагает детям разделиться на группы
Деление на группы
Перед вами на столе лежат цветные кружочки.
- Возьмите кружок на обороте указан символ элемента.
- Займите место за столом, на котором стоит конус с таким же символом.
Mg
Na
Al
H
Fe
Cu
H
Al
Mg
Fe
Cu
Na
Викторина
«Верные – неверные утверждения»
Заполните таблицу, вписав ответы ДА или НЕТ
1
2
3
4
5
1. Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.
2. В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.
3. Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.
4. В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.
5. Чтобы оценить активность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в электрохимический ряд напряжения металлов.
Я уверена, вы справились с этим заданием.
Внимание!
Проверьте свои ответы по ключу на экране и поставьте себе заработанные баллы в соответствии с правильными ответами.
За каждый правильный ответ – 1 балл,
в оценочный лист запишите общее количество баллов.
Самопроверка по ключу
Викторина
«Верные – неверные утверждения»
1
Нет
2
3
Да
4
Нет
5
Да
Да
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл
МОЛОДЦЫ!
Тема урока:
Электрохимический ряд напряжения металлов. Активность металлов.
Закончите практически осуществимые уравнение реакции
Определение темы
Ca
Zn
Mg
Cu
Ca + HCl =
Mg + HCl =
Zn + HCl =
Cu + HCl =
HCl
Внимание!!!
Взаимопроверка работ по часовой стрелке
За каждое правильное уравнение реакции -1 балл
Закончите практически осуществимые уравнение реакции
Ca + 2HCl = CaCl 2 + H 2 ↑
Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2 ↑
Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑
Cu + HCl ≠
Объясните почему в этом задании есть уравнения осуществимые и практически невозможные уравнения.
Х
в
о
а
ь
ч
т
с
з
ё
у
н
!
http://aida.ucoz.ru
Бекетов Николай Николаевич
Бекетов Николай Николаевич
(1827-1911)-академик. Предложил и обосновал вытеснительный ряд металлов
Учитывая различные восстановительные свойства металлов Н.Н. Бекетов в 1865 г. Составил вытеснительный ряд активности металлов и включил в него водород.
http://aida.ucoz.ru
Электрохимический ряд напряжения металлов
http://aida.ucoz.ru
Строение атомов металлов определяет их химические свойства. В реакциях металлы легко отдают свои электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы (катионы), подвергаясь процессу окисления:
- nḕ =
Атомы металлов выступают как восстановители. Окислителями служат атомы или ионы, принимающие электроны.
Пример: Укажите окислитель и восстановитель в реакции. Объясните, почему данная реакция практически осуществима?
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Работа в группах ИНСЕРТ
Стр. 142-143
Группа №1, 4
- Активность металлов калий и литий в ПСХЭ и ЭХРНМ
Группа №2, 5
2. Химическая сущность явлений ЭХРНМ.
Группа № 3, 6
3. Почему водород попал в электрохимический ряд напряжений металлов?
Работа в группах- ИНСЕРТ
- Активность металлов калий и литий в ПСХЭ и ЭХРНМ
Вывод: Чем меньше радиус иона, тем большее электрическое поле вокруг него создается, тем больше энергии выделяется при гидратации, значит более сильные восстановительные свойства у этого металла в реакциях.
2. Химическая сущность явлений положения металлов в ряду, определяет «стремление» их переходить в раствор в виде гидратированных ионов. Чем лучше гидратируются ионы того или иного металла (в зависимости от радиуса иона, от энергии кристаллической решетки и энергии гидратации), тем левее располагаются они в электрохимическом ряду напряжений металлов
3. Почему водород попал в электрохимический ряд напряжений металлов? В ывод: что одни металлы вытесняют водород из кислот, а другие нет, и это зависит от восстановительной способности металла.
Внимание!!!
Джигсо
Команды оценивают друг друга. Продуктом вашей работы должны быть правила расположения металлов в ЭХРНМ
щелочь + Н2 Другие Ме (до Н2) + Н2О — оксид + Н2 (жесткие условия) Ме (после Н2) + Н2О — не реагируют CuSO 4 Cu " width="640"
Fe
Fe
Принципы расположения металлов в ЭХРНМ
1. Уменьшаются восстановительные свойства металлов
при реакциях в водных растворах в стандартных
условиях (250°С, 1 атм.);
2. Металл, стоящий левее, вытесняет металл, стоящий
правее из их солей в растворе;
3. Металлы, стоящие до водорода, вытесняют его из
кислот в растворе (искл.: HNO3);
4. Ме (до Al) + Н2О — щелочь + Н2
Другие Ме (до Н2) + Н2О — оксид + Н2
(жесткие условия)
Ме (после Н2) + Н2О — не реагируют
CuSO 4
Cu
Ag
Лабораторный опыт- Группа №1, 3, 5
Работа с химическими реактивами:
Осуществите превращения, запишите реакции
Zn + CuCl2→
Cu + HCl→
Mg + HCl→
Al + HCl→
Al+ CuCl2→
Составьте свой вытеснительный ряд металлов. Расположите их в порядке вытеснения друг друга, на основании проведенных опытов.
Лабораторный опыт- Группа №2, 4, 6,
Работа с GLX Explorer
Налейте в 4 градуированные пробирки по 1 мл р-ра HCl.
В первую пробирку опустите температурный датчик и держите его в растворе 20 секунд, нажмите на (V)- пуск, чтобы начать запись данных. После 20 секунд, добавьте порошок магния к раствору соляной кислоты. Записывайте данные, пока показатели на датчике не стабилизируются. Нажмите (ОК). Внесите данные в таблицу. Опыт №2,3,4 с металлами – цинк, алюминий, медь проводятся аналогично первому опыту.
Алгоритм анализа результатов опыта: Рассмотрите ваши графики температуры и времени, чтобы определить активность взаимодействия данных металлов с раствором соляной кислоты и максимальные показатели температуры при данной реакции- какая реакция будет более экзотермической.
Работа с GLX Explorer
Работа с GLX.
V → F4 → создать файл → F2 → V → подключить
датчик температуры→ домой→ график→ V → опыт → F1 сравнить минимальный показатель и максимальный показатель опыта → записать в таблицу
Ме
min
Mg
max
Al
разность
Zn
Cu
Итог работы:
Составьте свой вытеснительный ряд металлов.
Расположите их в порядке вытеснения, на
основании собранных лабораторных данных.
Защитите свою модель вытеснительного ряда
металлов.
МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!
ЗАЩИТА РАБОТ
Скользящие группы
(один остается за столом, группа перемещается)
Обсуждение полученной информации
Вот вы и вернулись в свои группы, теперь у вас есть время обсудить полученную информацию и в своих оценочных листах прошу поставить оценку группам в которых вы получили информацию (оценивание проводите по пятибалльной системе оценивания)
Закрепление
Ответьте на вопросы:
1. Как вы объясните выражение -активность металлов?
2. Можете ли вы сказать, почему металлы в электрохимическом ряду располагаются в порядке ослабления восстановительных свойств?
3. В электрохимическом ряду, Бекетов среди металлов, поместил неметалл – водород, как вы обоснуете его действия?
Задание №4 (3 баллов)
Задача: Какова масса меди, которую можно получить из раствора, содержащего 3 моля хлорида меди (II)
Итог урока
Критерии оценивания
23-27 баллов- «5»
18-23 балла – «4»
12-17 баллов – «3»
меньше 11 баллов – «2»
Домашнее задание
Н.Н. Нурахметов, Химия, 9 класс, Алматы, Мектеп,2013 г
§ 30 стр140, задание №4,6,7 стр 143
Рефлексия
Я достиг поставленной цели…
Сегодня я понял …
Теперь я могу…
Я приобрел….
Меня удивило …
Я попробую …
Мне захотелось…