Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Повторение пройденного материала в классе. | - формирования навыка работы с картой - запоминание географической номенклатуры - актуализация опорных знаний | Регулятивные Коммуникативные Умение работать с картой, повторение географической номенклатуры Повторение материала о ТЭК, топливные ресурсы | Дает задание на карточках на определение субъекта Российской Федерации на контурной карте, вида минерального ресурса, имеющегося на данной территории, определение месторождения или бассейна минерального сырья. Задание демонстрирует на слайде презентации. Проверяет правильность выполнения задания на карточках по слайду презентации. Оценивает результаты работы Опрашивает учащихся по пройденной теме «Топливно-энергетический комплекс» (демонстрация вопросов на слайде). Задает вопросы: - Что такое ТЭК? - Значение ТЭК? - Какие ресурсы использует ТЭК? - Что такое ТЭБ? - Из каких частей состоит ТЭБ? | Работа по карточкам: Определяют субъекты РФ по контурной карте, называют вид минерального ресурса, имеющегося на данной территории, определяют месторождение или бассейн минерального сырья. Проверяют по слайду презентации правильность выполнения задания на своих карточках. Дают полные устные ответы на вопросы учителя | Прием работы с контурной карты «Найти неизвестное на карте» Фронтальный опрос |
Объяснение нового материала | - построение знаний о топливной промышленности, отраслях топливной промышлен-ности, - формирование умения работать с картой ТЭК, - запоминание географической номенклатуры | Регулятивные Познавательные Коммуникативные Понятия «топливная промышленность» «нефтяная промышленность», «газовая промышленность», «нефтяная база», «НПЗ», определение значимости топливной промышленности для экономики России, материал о нефтепродуктах, определение месторождений топливных ресурсов, транспортировка ресурсов, крупнейшие нефте- и газодобывающие компании, продукция из нефти газа, запоминание географической номенклатуры | 1.Предлагает учащимся сформулировать понятие «Топливная промышленность». Демонстрирует понятие на слайде презентации Вместе с учащимися определяет состав топливной промышленности Рассказывает о значимости топливной промышленности. Знакомит с нефтяной промышленностью. Предлагает учащимся сформулировать определение. Рассказывает о значимости нефтяной промышленности для страны. Фильм о технологическом процессе нефтяной промышленности: «Добыча нефти» https://www.youtube.com/watch?v=P_qezBnBrFs Рассказывает о нефтяных базах и месторождения нефти в России. Демонстрирует информацию на слайде презентации. Дает задание на определение по карте месторождений нефти, какие помнят из ранее пройденного материала. Демонстрирует информацию на слайде. Рассказывает о транспортировке нефти. На слайде демонстрирует схему основных нефтепроводов России. Дает задание учащимся зарисовать схему в тетрадь. Рассказывает об НПЗ. Дает задание записать основные НПЗ России. Дает задание на карточках на определение на карте основных НПЗ России, формулирование вывода о причинах размещения НПЗ Рассказывает о крупнейших нефтяных компаниях, распределение доли промышленной добычи нефти нефтяными компаниями России Предлагает узнать интересные факты о нефти (если позволяет время). Знакомит с газовой промышленностью. Предлагает учащимся сформулировать определение. Рассказывает о значимости газовой промышленности для страны. Рассказывает о технологическом процессе газовой промышленности Дает задание на определение месторождений газа по карте. Задание на слайде: определить какому субъекту принадлежит месторождение газа Рассказывает о транспортировке и использовании газа | Формулируют и записывают в тетрадь понятие «Топливная промышленность». Вместе с учителем определяют состав топливной промышленности и записывают тетрадь. Формулируют и записывают в тетрадь понятие «Нефтяная промышленность». 1 ученик рассказывает о нефтепродуктах. Записывают понятие «Нефтяная база», название нефтяных месторождений в тетрадь. Определяют месторождения нефти по карте, перечисленные на слайде. Работают по карточкам. Приводят в соответствие название центра НПЗ и цифры на карте - Рабочая тетрадь. География. 9 класс. Смотрят схему на слайде презентации и сравнивают со своей картой, находят основные центры, где есть НПЗ Записывают основные НПЗ России в тетрадь Формулируют вывод. Записываю название нефтяных компаний Формулируют и записывают в тетрадь понятие «Газовая промышленность». Определяют месторождения газа по карте и слайду. Записывают в тетрадь Записывают названия основной газопроводной системы России и основного предприятия газодобытчика | Работа с новой ситуации – формулировка определения. Сообщение о нефтепродуктах Работа с картой. Прием «Привести в соответствие» название центра НПЗ и цифры на карте Работа с картой Формулировка определения Прием «Приведите в соответствие» |
Закрепление учебного материала | - закрепление изученного материала – определение перспектив и проблем отраслей | Регулятивные Коммуникативные Перспективы и проблемы отраслей | Дает задания на закрепления - проблемная ситуация: определить проблемы и перспективы нефтяной и газовой промышленности. | Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя. Работают по карточкам в парах | Проблемная ситуация. Работа в парах. |