Литературное чтение 3 класс УМК «Школа 2100» Иван Алексеевич Бунин «Розы».
Автор учитель начальных классов Пуговкина Е.А.
МОУ «СОШ №7 г.Ртищево Саратовской области»
Цели:
• развиваем умения воспринимать на слух тексты ;
• развиваем умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развиваем умения самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развиваем умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас читаем?
- Можно ли предположить по названию произведения и иллюстрации, о чём будем читать? Расскажите.
- Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать?
- Какое оно по объёму?
Иван Алексеевич Бунин «Розы».
- Пусть каждый из вас представит себе эти цветы.
- – Расскажите, что вы представили.
Прочитайте стихотворение про себя, представляя картины, нарисованные словами.
- – Так какие же розы у Бунина?
- – Вы увидели, какого они цвета?
Блистая, облака лепились В лазури пламенного дня.
- Представьте: ярко-синее небо (лазурь), белые облака; а пламенный день – это какой?
Две розы под окном раскрылись Две чаши, полные огня.
- Розы похожи на чаши – большие, круглые. Они «полные огня» – то есть… алые, красные .
В окно, в прохладный сумрак дома, Глядел зелёный знойный сад, И сена душного истома Струила сладкий аромат
- Знойный, душная, сладкий, пламенный – из этих слов складывается картина очень жаркого летнего дня.
- Порою, звучный и тяжёлый,
- Высоко в небе грохотал
- Громовый гул... Но пели пчёлы,
- Звенели мухи – день сиял.
- «День сиял» – что вы представили?
- Порою шумно пробегали
- Потоки ливней голубых...
- Но солнце и лазурь мигали
- В зеркально-зыбком блеске их.
А вот и летняя гроза, но потоки голубых ливней шумно пробегали – то есть… ливень быстро проходил, омыв землю.
- И день сиял
- Уже второй раз повторяются эти слова. Почему? ,
и млели розы,
- Головки томные клоня,
- И улыбалися сквозь слёзы
- Очами, полными огня.
Что это за слёзы?
Капли дождя?
Но ливень не погасил огня: розы всё так же горят.
«Улыбнулись сонные берёзки» у С. Есенина,
«улыбались сквозь слёзы» розы у И. Бунина.
Оба поэта… (закончите фразу).
С помощью интонации, громкости и темпа речи нужно передать картину грозы.
У Бунина нарисована картина летней грозы
Но какая она:
- страшная, как у Чехова,
- долгожданная и живительная, как у
А. Толстого,
- стремительная, как у Тургенева?
Гроза у И.А.Бунина
- Она не страшная, не долгая, она как утреннее умывание…
Какой же летний день у И. Бунина?
Какой же летний день у И. Бунина?
- Пламенный, жаркий, душный, истома… – и гром, голубые ливни. Сияющий день и прекрасные розы – это подлинная красота жизни!
Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной или о трёх?
Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной или о трёх?
Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Двое, две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе, помогать друг другу…
Можем ли мы понять, о чём думал поэт, когда создавал это стихотворение? Что он чувствовал?
Можем ли мы понять, о чём думал поэт, когда создавал это стихотворение? Что он чувствовал?
Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою, неповторимостью. Любовался гармонией и красотой природы.
Итог
- – Что мы делали?
- – Какое умение формировали?
- – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Домашнее задание
- Выразительное чтение (наизусть ) по выбору стихотворения И. Бунина «Розы»
Источники
- http:// www.vbratske.ru/i/bratsk_news/13370622767249.jpg
- http:// www.art-apple.ru/albums/vector-school/schoolbooks.jpg
- http://www.abc-ufa.ru/writable/_ uploaded/library.gif