СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку:"Лебедь,щука, рак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:

Литературное чтение

Класс:

2, МКОУ СОШ с. Майрамадаг

Учитель:

Магкоева Ельвира Юрьевна

Тип урока:

 

ОНЗ

 

Технологическая карта изучения темы «Лебедь, Рак и  Щука» Басня  И.А. Крылов

Тема

«Лебедь, Рак и  Щука» Басня  И.А. Крылов

Цель

 

  • Педагогическая:  познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;
  • познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
  • Ученическая:  работать над выразительным чтением басен, научиться выделять мораль-поучение

 

Задачи

 

  • Образовательная:  Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении
  • Развивающая:  Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.

  • Воспитательные задачи:

Способствовать формированию понятия «действовать дружно»

Содействовать формированию культуры диалога на уроке.

  • - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке ; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; анализ объектов и выделение на его основе существенных признаков изучаемого понятия; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

быстрое включение учащихся в рабочий ритм урока после прошедшей перемены; повторение скороговорок.

 

Основные понятия

Басня ,  мораль-поучение

Межпредметные связи

 Русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

Литературное чтение  . Учебник для 2-го класса. Часть 1. Стр.

- тетрадь

- индивидуальные карточки,

- карточки для работы в парах (Собрать пословицы о дружбе)

- презентация «Лебедь, Рак и Щука»,

- звёздочки для самооценки,

- электронные физкультминутки

 

Оборудование

Компьютер, экран, проектор, доска, магнитная доска, интерактивная доска.

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

 

 

.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Прозвенел звонок, начинается урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сейчас урок чтения. А чтение – (дети хором) лучшее учение. Садитесь,

 

Дети приводят в порядок рабочее место.

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

 

 

Речевая разминка

- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе

Девиз уроков литературного чтения

«Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим».

 

Актуализация знаний

-   Сегодня, ребята, мы  на уроке познакомимся  с произведением одного замечательного писателя. Вы должны постараться научиться  это произведение хорошо читать, а кто захочет, постарается выучить наизусть.

Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.

1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. РК Б Д З

2. Зачеркни все глухие согласные.  Ч Ф П Р  С

3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных.  И ЮЁ  Ы Я

4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Й ЩЛ Ч

5. Зачеркни все гласные, которые могут иногда обозначать два звука. Е Ё ЮЯ  О

6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые.Ц В Ш  Ж

- Какое слово получилось?

- Оцените работу своей пары.

- А теперь отгадайте как его зовут баснописца?

ИВАН АНДРЕЕВИЧ              

 

Учиться выполняют задание самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Крылов.

Ученики оценивают свою работу

 

- Иван Андреевич.

 

Презентация  об И. И. Крылове

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД (самооценка)

Постановка цели урока

- Вспомним название сказки. Назовём героев “Сказки о рыбаке и рыбке”.

- Название сеть, которой  старик ловил рыбу.

Слова-ответы на вопросы записывают на доске дети

ЗОЛОТАЯ РЫБКА  СТАРИК СТАРУХА НЕВОД     

-Как мы записываем слово «РЫБКА»?

- Какая орфограмма? (б-п)

- Как проверяются глухие и звонкие согласные в словах?(Ответы детей)                

-Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

  • Третья буква в слове “рыбка” Б
  • Третья буква в слове “старик” А
  • Первая буква в слове “старуха” С
  • Первая буква в слове “невод” Н
  • Седьмая буква в слове “золотая” Я

- Какое слово получил.

 

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

 

 

Что такое басня?

 

Выставка книг

 

Золотая рыбка, старик, старуха

 

 

Невод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Басня.

 

Познакомится  с произведениями И.А. Крылова и новым жанром литературы.

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные  УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

 

Межпредметная связь

Открытие нового

-Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево. 

АКУЩ  И КАР, ЬДЕБЕЛ  (Лебедь, рак и щука)

-Эта басня была написана в 1814 году. 196 лет назад.

 

 

-Рассмотрите иллюстрацию к басне. Слайд 8

-Что общего?                                 

-Что делают герои?                      

-Получается или нет?                 

Чтение строки со слайда

 

 

Запись в тетрадь И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

 

-Все живут в воде, могут плавать,

-Пытаются сдвинуть телегу с места.

 

-Нет.

Общеучебные познавательные УУД:

 Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм

Словарная работа

- Есть ли незнакомые слова? Как вы понимаете смысл этих слов:

Дело на лад – налаживается.

Воз – деревянная повозка для лошадей.

Поклажа – багаж.

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.

Работа в парах.

Обсудить с соседом смысл непонятных слов

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

- Послушайте, что рассказал об этом Крылов.

 

- Понравилась ли вам басня?

-Как написана эта басня прозой или стихотворением?

-Назовите героев басни.

- Чему учит эта басня?

Прослушивают аудиозапись басни 

 

 

 

 

 

 

- Нужно работать дружно

 

Физкультминутка             электронная

 

 

 

- Прочитайте басню самостоятельно

Дети читают басню самостоятельно.

учебные  УУД ( умение работать с текстом)

Первичное закрепление

- Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя

 

 

- Какими словами описано усердие героев?                     

 - Был ли воз на самом деле тяжёлым? 

 - Почему же воз и ныне там? Почему они ре смогли сдвинуть его с места?

- Лебедь рвётся в облака - Лебедь стремительный, упрямый, быстрый.

-Рак пятится наза  -Рак неповоротливый, нерасторопный.

-Щука тянет в воду.     -Щука упрямая

 

Из кожи лезут вон.

-Поклажа бы для них казалась и легка.

-Потому что они не смогли договориться

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вот сейчас я вам открою секрет. В басне есть главная часть- мораль.

-А что такое мораль?  Я вас просила найти толкование слова

 

- Найдите главную часть басни – мораль.

 

-Кто прочитает мораль этой басни?

 

- Чему же учит басня?

-Есть замечательная русская пословица:Дружно-негрузно, а врозь – хоть брось. .

-В чём смысл этой пословицы?

- Сейчас вы должны постараться и прочитать басню выразительно,  без ошибок. 

 -Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок?

 

- краткое нравоучительное заключение

Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

 

Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.

 

 

Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)

 

Выразительное чтение басни детьми

Общеучебные познавательные УУД:

 Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм

Чтение по ролям

 

 

Итог урока

-С какой басней И. И. Крылова мы сегодня понакомились?

 -С каким жанром литературы  мы опять встретились?

- Так что такое басня?

-Как называется нравоучение в басни?                  

- Что такое мораль басни?                                                         

- С какой целью пишут басни?   

- Какую цель мы ставили в начале урока?

 

- Достигли мы этой цели?                      

 

 

 

 

Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки, включая животных, птиц и рыб.

-Познакомились с новой басней  Крылова и повторили, что такое  басня.

- Да.

 

Рефлексия

- Покажите ваши смайлики , которые отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД (самооценка)

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить наизусть)

 

 

Оценивание

 

Спасибо всем, кто работал старательно

И слушал внимательно!