СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку на тему «Портрет «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание портрета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя, используя презентацию по данной теме, работу учащихся в микрогруппах (по пять вопросов в каждой группе), словарную работу, анализ текста художественного произведения. В конце урока - рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему «Портрет «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»»

Тема: «Портрет «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Цель: создать портрет «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя

Оборудование: интерактивная доска, тетради, текст повести, раздаточный материал

Ход урока:

I Вводно - мотивационный этап (просмотр видео из к/ф «Шинель». Режиссер А. Баталов)

В. Какая ситуация представлена режиссером в этом эпизоде? (Ответы учащихся)

В. Каким изображен герой эпизода? (Ответы детей записываются на доске в 1 столбик)

Н-р: жалкий, беззащитный, слабый, замерзший, забитый, несчастный и т.д.

В. Каким одним общим словом мы дадим хар-ку такому человеку? («маленький»)

В. Кто такой «маленький человек»? (слайд №1)

Сегодня на уроке мы продолжаем тему «маленького человека», рассмотрим образ А.А. Башмачкина.

Тема «маленького человека» - одна из «вечных» тем в русской литературе.

В. В каких произведениях звучит эта тема? (А.С. Пушкин. «Станционный смотритель», Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»)

Итак, тема нашего урока – «Портрет «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» (слайд №2)

Эпиграфом будут служить слова Н.Г. Чернышевского (слайд №3)

В. А какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Ответы учащихся) (слайд №4)

Давайте определим, из чего должен состоять портрет А.А.? (Ответы учащихся):

  1. речь и быт героя;

  2. описание внешности;

  3. черты характера;

  4. отношения с окружающими.

II Информационно-операционный этап (работа с текстом повести в группах)

Давайте вспомним правила работы в группе (слайд №5)

Работу в группе будет координировать спикер, оценивать – ученица 9 класса Гильманова Рената. (на партах вопросы-задания, раздаточный материал, маркеры, ватман)

Итак, давайте создадим портрет нашего героя.

  1. Работа в группах (время – 10 минут)

  2. Выступления групп (время – 2 минуты)

1 группа:

  1. Почему автор дает герою такое имя? Как это имя характеризует героя?

  2. Каким изображает Гоголь А.А. (портрет, костюм, походка и т.д.)

  3. Какие качества характера А.А. раскрываются через его речь?

  4. Как быт повлиял на мировоззрение героя?

  5. Кто окружает А.А. дома? Как он ощущает себя в домашней атмосфере?



2 группа:



  1. Каково отношение к А.А. сослуживцев?

  2. С каким насекомым Гоголь сравнивает главного героя и почему?

  3. Как к герою относится начальство?

  4. Как А.А. относится к своим должностным обязанностям?

  5. Какие качества характера А.А. проявляются через отношение к службе и сослуживцам?

3 группа:

  1. Расскажите, как А.А. приходит мысль о приобретении новой шинели?

  2. На какие лишения идёт А.А. ради новой шинели?

  3. Как происходит примерка новой шинели?

  4. Что значит для него это событие?

  5. Какие качества характера раскрываются через его отношение к шинели?

4 группа:

  1. Расскажите, когда и как происходит кража шинели?

  2. Что происходит с А.А. после кражи?

  3. Рассмотрите иллюстрацию. В чем драматизм этой ситуации?

  4. Почему герой после смерти возвращается за шинелью?

  5. Является ли это возвращение трагедией всей его жизни?



  1. Слово учителя

Мы создали портрет А.А.

В. А как вы сами относитесь к А.А.? (Ответы учащихся)

В. Как Гоголь относится к своим героям? (Ответы учащихся)

В. Почему автор назвал свою повесть «Шинель»? (Ответы учащихся)



  1. Оценка работы в группах

III Рефлексивно – оценочный этап (учащиеся на стикерах пишут ответы на следующие вопросы – слайд №6):

1) Какие идеи на уроке были важными?

2) Что мне понравилось на уроке?

3) С какими трудностями я столкнулся?

IV Домашнее задание (слайд №7): написать эссе, поразмышлять на тему: «Актуальна ли тема «маленького человека» в наше время? »