СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к внеурочному занятию по письму, чтению и развитию речи по теме "Речевой этикет и мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация, сопровождающая проведение внеурочного занятия по письму, чтению и развитию речи по теме "Речевой этикет и мы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к внеурочному занятию по письму, чтению и развитию речи по теме "Речевой этикет и мы"»

Речевой этикет и мы Всем испортить настроенье  Может ваше поведенье.  Многие не знают дети  Ничего об этикете.  И плохого в том не видят,  Что кого-нибудь обидят.

Речевой этикет и мы

Всем испортить настроенье Может ваше поведенье. Многие не знают дети Ничего об этикете. И плохого в том не видят, Что кого-нибудь обидят.

Что такое этикет?

Что такое этикет?

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Разговор Слушание Разговор РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Разговор Слушание Разговор

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Разговор

Слушание

Разговор

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Разговор

Слушание

Разговор

РАЗГОВОР

РАЗГОВОР

Этикет ведения речи Говорящий должен проявлять доброжелательность. Категорически недопустимы грубость, оскорбления, пренебрежение. Проявление уважительного отношения к собеседнику – это и есть первое правило общения. Говорящий должен учитывать пол, возраст, социальное и общественное положение собеседника. В разговорах с людьми не говорите только о себе, ничего не навязывайте, не будьте упорным и категоричным. Говорящий должен смотреть на собеседника. Тема для разговора должна быть не только понятна и интересна, но и быть уместной в конкретной ситуации. Нужно говорить короткими фразами от 5 до 9-ти слов. Говорящий должен помнить, что его не только слушают, но и видят. Поэтому важно соблюдать дистанцию со слушателями, следить за своими жестами, мимикой и общей манерой держаться. Говорящий должен правильно вести диалог при посторонних людях, к которым его информация не относится.

Этикет ведения речи

  • Говорящий должен проявлять доброжелательность. Категорически недопустимы грубость, оскорбления, пренебрежение. Проявление уважительного отношения к собеседнику – это и есть первое правило общения.
  • Говорящий должен учитывать пол, возраст, социальное и общественное положение собеседника.
  • В разговорах с людьми не говорите только о себе, ничего не навязывайте, не будьте упорным и категоричным.
  • Говорящий должен смотреть на собеседника.
  • Тема для разговора должна быть не только понятна и интересна, но и быть уместной в конкретной ситуации.
  • Нужно говорить короткими фразами от 5 до 9-ти слов.
  • Говорящий должен помнить, что его не только слушают, но и видят. Поэтому важно соблюдать дистанцию со слушателями, следить за своими жестами, мимикой и общей манерой держаться.
  • Говорящий должен правильно вести диалог при посторонних людях, к которым его информация не относится.
Телефонный этикет  1.Говорите по телефону кратко и по делу. Не шепотом, но и не слишком громко. 2. Следует поздороваться и назвать свое имя. Спросить, удобно ли вашему собеседнику разговаривать. Затем нужно вежливо попросить к телефону нужного вам человека. 3. Если вы не уверены в правильности набора номера, сначала уточните, туда ли вы попали. Правильнее будет назвать тот номер, который набирали вы и уточнить, нет ли ошибки. 4. Принято говорить: «Алло» или «Да», «Я вас слушаю». Довольно нелепо звучат «поддакивания»: «Да», «Ну», «Угу», «Так», «Ага» и т.д. 5.Если телефонная беседа прерывалась, перезванивает тот, кто звонил. Разговор завершает тот, кто его начал. 6. Если на ваш звонок не поднимают трубку, дождитесь, пока не услышите четыре или пять длинных гудков — ведь вашему абоненту может понадобиться некоторое время, чтобы подойти к телефону. 7. Если вы ошиблись номером, следует извиниться. Если кто-то случайно набрал ваш номер, лучшим ответом будет вежливое: «Простите, вы ошиблись номером».

Телефонный этикет

  • 1.Говорите по телефону кратко и по делу. Не шепотом, но и не слишком громко.
  • 2. Следует поздороваться и назвать свое имя. Спросить, удобно ли вашему собеседнику разговаривать. Затем нужно вежливо попросить к телефону нужного вам человека.
  • 3. Если вы не уверены в правильности набора номера, сначала уточните, туда ли вы попали. Правильнее будет назвать тот номер, который набирали вы и уточнить, нет ли ошибки.
  • 4. Принято говорить: «Алло» или «Да», «Я вас слушаю». Довольно нелепо звучат «поддакивания»: «Да», «Ну», «Угу», «Так», «Ага» и т.д.
  • 5.Если телефонная беседа прерывалась, перезванивает тот, кто звонил. Разговор завершает тот, кто его начал.
  • 6. Если на ваш звонок не поднимают трубку, дождитесь, пока не услышите четыре или пять длинных гудков — ведь вашему абоненту может понадобиться некоторое время, чтобы подойти к телефону.
  • 7. Если вы ошиблись номером, следует извиниться. Если кто-то случайно набрал ваш номер, лучшим ответом будет вежливое: «Простите, вы ошиблись номером».

Телефонный этикет

  • 8. Обращаться к собеседнику, называя его «женщина», «гражданочка», «мужчина», «барышня», «девушка», «мальчик» не стоит. Следует либо узнать имя вашего собеседника, либо употребить безличное обращение: «будьте так добры», «извините за беспокойство», «не подскажете ли вы», «скажите, пожалуйста».
  • 9. Не принято звонить до восьми часов утра и после двадцати трех часов вечера. Также рекомендуется исключить деловые переговоры в выходные и праздники.
  • 10. Если вы звоните в скорую помощь, милицию, пожарное депо, газовую службу за экстренной помощью, необходимо быстро и четко обрисовать ситуацию, назвать адрес и свою фамилию. Не нужны долгие фразы в общении со справочными. Достаточно кратко поблагодарить, получив ответ на ваш четкий запрос.
  • 11.Если телефонный звонок пришелся на неудобный период времени, следует извиниться перед звонившим и перезвонить ему позже.
  • 12.В случае если вам срочно нужно позвонить, то по правилам этикета следует попросить прощения у всех присутствующих, отойти в сторону, а сам звонок постараться не затягивать.
  • 13.В кино, театре, музее звонки и СМС-сообщения по мобильному телефону — верх неуважения, поэтому телефон стоит выключить или отключить звук.
   Мобильные запреты    1. Мобильный этикет строго-настрого запрещает просматривать списки звонков в чужих телефонах и читать СМС, адресованные другим людям. 2. Мобильный этикет запрещает также звонить с чужого номера без согласия на то его владельца. 3. Нетактично включать и громкую связь, не предупредив об этом своего абонента. 4. Нельзя давать кому-либо номера чужих мобильных телефонов без разрешения их владельцев.   5.Нельзя фотографировать или снимать людей на камеру мобильного телефона, записывать речь на диктофон без их согласия.

Мобильные запреты

  • 1. Мобильный этикет строго-настрого запрещает просматривать списки звонков в чужих телефонах и читать СМС, адресованные другим людям.
  • 2. Мобильный этикет запрещает также звонить с чужого номера без согласия на то его владельца.
  • 3. Нетактично включать и громкую связь, не предупредив об этом своего абонента.
  • 4. Нельзя давать кому-либо номера чужих мобильных телефонов без разрешения их владельцев.
  •   5.Нельзя фотографировать или снимать людей на камеру мобильного телефона, записывать речь на диктофон без их согласия.
ПИСЬМО

ПИСЬМО

Правила написания писем

  • Необходимо отвечать на все полученные письма.
  • Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом.
  • Если Вам нечего написать адресанту в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.
  • Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.
  • Если Вы набрали письмо на компьютере, следует добавить подпись или финальную строчку своим почерком. Напечатанная подпись свидетельствует о невоспитанности человека. Ни в коем случае так не делайте!
  • Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.
  • Писать письмо надо тогда, когда Вы пребываете в хорошем расположении духа.
  • Писать анонимные письма неприлично.
  • Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.
  • Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.
  • Личные письма следует писать тогда, когда Вы находитесь в одиночестве.
  • Читать чужие письма без разрешения адресата или адресанта неприемлемо.
  • Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не Вам адресовано.
  •  
ВИДЫ ПИСЕМ 1. Открытка.  2. Благодарственное письмо.  3. Письмо-напоминание.  4. Письмо-извинение.  5.Письмо-уведомление.  6. Письмо-соболезнование.  7. Личное письмо.

ВИДЫ ПИСЕМ

  • 1. Открытка.

  • 2. Благодарственное письмо.

  • 3. Письмо-напоминание.

  • 4. Письмо-извинение.

  • 5.Письмо-уведомление.

  • 6. Письмо-соболезнование.

  • 7. Личное письмо.
Здравствуй, бабулечка!   Вот я пишу тебе письмо. Ты даже не просила, а я написал. Живу хорошо, только скучаю по тебе очень.   Бабушка, я очень плохой мальчик, а ты «ни за что» меня любила. Теперь я тоже научился тебя любить, а ты этого не знаешь.   Прости, что я не навещал тебя в больнице, а убегал на речку. Я тогда не думал, что тебя может не стать. Я помню твои руки. Они пахнут оладушками и солнышком.   Я только успокаиваю себя тем, что тебе сейчас, когда ты умерла, не больно.   Твой внук Алеша.

Здравствуй, бабулечка!

Вот я пишу тебе письмо. Ты даже не просила, а я написал. Живу хорошо, только скучаю по тебе очень.

Бабушка, я очень плохой мальчик, а ты «ни за что» меня любила. Теперь я тоже научился тебя любить, а ты этого не знаешь.

Прости, что я не навещал тебя в больнице, а убегал на речку. Я тогда не думал, что тебя может не стать. Я помню твои руки. Они пахнут оладушками и солнышком.

Я только успокаиваю себя тем, что тебе сейчас, когда ты умерла, не больно.

Твой внук Алеша.

ЧТЕНИЕ

ЧТЕНИЕ

СЛУШАНИЕ

СЛУШАНИЕ

Правила для слушающего   Если к вам обратились с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем вам сообщают. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему. Не перебивайте говорящего, не сбивайте с мысли, не вставляйте неуместных замечаний.  Подчеркивайте заинтересованность взглядами, мимикой, жестами, кивками головой.

Правила для слушающего

  • Если к вам обратились с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем вам сообщают.
  • Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему.
  • Не перебивайте говорящего, не сбивайте с мысли, не вставляйте неуместных замечаний.
  • Подчеркивайте заинтересованность взглядами, мимикой, жестами, кивками головой.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ Во-первых, речевой этикет помогает избежать конфликтных ситуаций. Говоря собеседнику «Извините», «Прошу прощения», мы снимаем возникшую напряженность в общении, если вдруг таковая имеет место. Во-вторых, речевой этикет способен показать уровень близости собеседников. Например, приветствуя людей, к которым относимся с большим уважением, мы говорим «Здравствуйте!», «Мое почтение!», «Рад вас приветствовать!». Между тем, хорошим друзьям и близким адресуем слова «Привет! Кого я вижу!». В-третьих, он разделяется на официальный речевой этикет («Разрешите вас поприветствовать!», «Добрый день!», «Здравствуйте!») и неофициальный («Здравствуй!» или «Здорово!»). В-четвертых, возможность обращение к незнакомому человеку с какой-либо просьбой «Извините», «Не могли бы вы»? И дальнейшего с ним прощания без «Благодарю», «Спасибо»? В-пятых, в речевом этикете важны интонация, мимика, жесты, ответная реакция. Интонации и жесты, применяемые по отношению к отдельным людям, не позволительны по отношению к другим.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

  • Во-первых, речевой этикет помогает избежать конфликтных ситуаций. Говоря собеседнику «Извините», «Прошу прощения», мы снимаем возникшую напряженность в общении, если вдруг таковая имеет место.
  • Во-вторых, речевой этикет способен показать уровень близости собеседников. Например, приветствуя людей, к которым относимся с большим уважением, мы говорим «Здравствуйте!», «Мое почтение!», «Рад вас приветствовать!». Между тем, хорошим друзьям и близким адресуем слова «Привет! Кого я вижу!».
  • В-третьих, он разделяется на официальный речевой этикет («Разрешите вас поприветствовать!», «Добрый день!», «Здравствуйте!») и неофициальный («Здравствуй!» или «Здорово!»).
  • В-четвертых, возможность обращение к незнакомому человеку с какой-либо просьбой «Извините», «Не могли бы вы»? И дальнейшего с ним прощания без «Благодарю», «Спасибо»?
  • В-пятых, в речевом этикете важны интонация, мимика, жесты, ответная реакция. Интонации и жесты, применяемые по отношению к отдельным людям, не позволительны по отношению к другим.
Чтобы легче всем жилось,  Часто плакать не пришлось,  Мой вам дружеский совет:  Соблюдайте этикет!
  • Чтобы легче всем жилось, Часто плакать не пришлось, Мой вам дружеский совет: Соблюдайте этикет!