СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация ко Дню Лицеиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к классному часу в 3-4 классе к Дню Лицеиста

Просмотр содержимого документа
«Презентация ко Дню Лицеиста»

История Царскосельского лицея

История Царскосельского лицея

 Лицей – одно из древнейших учебных заведений, имеет свою славную историю.  Слово «лицей» происходит от греческого «ликей»– древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и существовавшая около восьми столетий. Свое название она получила от храма Аполлона, возле которого и размещалась. Аристотель руководил лицеем до 323 года до н.э., потом его возглавил его друг и ученик Теофраст.  Позже лицеи как учебные заведения появились во многих странах Западной Европы. В России это были привилегированные заведения для детей дворян. Перед ними ставилась задача подготовить высших государственных чиновников для всех ведомств.

Лицей – одно из древнейших учебных заведений, имеет свою славную историю.

Слово «лицей» происходит от греческого «ликей»– древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и существовавшая около восьми столетий. Свое название она получила от храма Аполлона, возле которого и размещалась. Аристотель руководил лицеем до 323 года до н.э., потом его возглавил его друг и ученик Теофраст.

Позже лицеи как учебные заведения появились во многих странах Западной Европы. В России это были привилегированные заведения для детей дворян. Перед ними ставилась задача подготовить высших государственных чиновников для всех ведомств.

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 году из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил император.  Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором был статский советник В. Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника.

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 году из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил император.

Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором был статский советник В. Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника.

 Медаль от Императорского Царскосельского лицея На снимке преподаватели, священники и лицеисты

Медаль от Императорского Царскосельского лицея

На снимке преподаватели,

священники и лицеисты

Урок фехтования

Урок фехтования

Лицеисты на прогулке

Лицеисты на прогулке

Из книги «Записки о Пушкине» Вставали мы по звонку в 6 часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов – класс. В 9 – чай, прогулка до 10. От 10 до 12 – класс. От 12 до часу – прогулка. В час – обед. От 2 до 3 – или чистописание, или рисование. От 3 до 5 - класс. В 5 часов – чай, до 6 – прогулка. Потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам – танцеванье или фехтованье. В половине 9-го часа – звонок к ужину. После ужина до 10 часов – отдых. В 10 – вечерняя молитва, сон.

Из книги «Записки о Пушкине»

Вставали мы по звонку в 6 часов. Одевались, шли на молитву в залу.

Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.

От 7 до 9 часов – класс. В 9 – чай, прогулка до 10.

От 10 до 12 – класс. От 12 до часу – прогулка.

В час – обед. От 2 до 3 – или чистописание, или рисование.

От 3 до 5 - класс. В 5 часов – чай, до 6 – прогулка.

Потом повторение уроков или вспомогательный класс.

По средам и субботам – танцеванье или фехтованье.

В половине 9-го часа – звонок к ужину.

После ужина до 10 часов – отдых.

В 10 – вечерняя молитва, сон.

Актовый зал лицея

Актовый зал лицея

Так проходил День лицеиста - 19 октября

Так проходил День лицеиста - 19 октября

Так выглядела столовая в лицее

Так выглядела столовая в лицее

Так выглядели классы лицея

Так выглядели классы лицея

Кухонный корпус

Кухонный корпус

На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

Вольховский Владимир   Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью. Поступил на военную службу в гвардию. Был членом тайного общества декабристов.

Вольховский Владимир

Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью. Поступил на военную службу в гвардию. Был членом тайного общества декабристов.

Горчаков Александр   Окончил Лицей со второй золотой медалью. Впоследствии дипломат, министр иностранных дел, канцлер.

Горчаков Александр

Окончил Лицей со второй золотой медалью. Впоследствии дипломат, министр иностранных дел, канцлер.

Корсаков Николай Редактор лицейских журналов, музыкант. Весёлый и милый друг. По окончании Лицея служил в коллегии иностранных дел. Умер от чахотки во Флоренции.

Корсаков Николай

Редактор лицейских журналов, музыкант. Весёлый и милый друг. По окончании Лицея служил в коллегии иностранных дел. Умер от чахотки во Флоренции.

Малиновский Иван  Сын директора Лицея. Знал много пословиц и поговорок. Отказался от генеральской карьеры и не пожалел об этом. Стал помещиком, предводителем дворянства.

Малиновский Иван

Сын директора Лицея. Знал много пословиц и поговорок. Отказался от генеральской карьеры и не пожалел об этом. Стал помещиком, предводителем дворянства.

Бакунин Александр Павлович (1.VIII.1799 — 25. VIII.1862) — с 1817 г.— подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка, в 1820 г. — адъютант Н.Н. Раевского-старшего, с 1821 по 1825 г. — поручик лейб-гвардии Финляндского полка, впоследствии тайный советник, гражданский губернатор Твери.

Бакунин Александр Павлович (1.VIII.1799 — 25. VIII.1862) — с 1817 г.— подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка, в 1820 г. — адъютант Н.Н. Раевского-старшего, с 1821 по 1825 г. — поручик лейб-гвардии Финляндского полка, впоследствии тайный советник, гражданский губернатор Твери.

Яковлев Михаил Лукьянович (19.IX.1798 — 4.I.1868) чиновник Правительствующего сената в Москве. Еще в Лицее Яковлев был даровитым музыкантом (певцом и композитором-дилетантом) и литератором;).  Яковлев — «староста лицейский», хранитель архива; у него на дому праздновались и лицейские годовщины. Яковлев написал три романса на слова Пушкина — «Слеза» (1825), «Зимний вечер» (1835) и «Признание».

Яковлев Михаил Лукьянович (19.IX.1798 — 4.I.1868) чиновник Правительствующего сената в Москве. Еще в Лицее Яковлев был даровитым музыкантом (певцом и композитором-дилетантом) и литератором;).

Яковлев — «староста лицейский», хранитель архива; у него на дому праздновались и лицейские годовщины.

Яковлев написал три романса на слова Пушкина — «Слеза» (1825), «Зимний вечер» (1835) и «Признание».

Пущин Иван Иванович (4.V.1798 — 3.IV.1859) —судья в Московском надворном суде; участник «Священной артели» (1814—1817), осужден на вечную каторгу в Сибирь. Вернулся из ссылки в 1856 г. Автор «Записок о Пушкине», одного из наиболее важных и достоверных мемуарных источников для воссоздания биографии.

Пущин Иван Иванович (4.V.1798 — 3.IV.1859) —судья в Московском надворном суде; участник «Священной артели» (1814—1817), осужден на вечную каторгу в Сибирь. Вернулся из ссылки в 1856 г. Автор «Записок о Пушкине», одного из наиболее важных и достоверных мемуарных источников для воссоздания биографии.

Пушкин Александр Сергеевич - русский писатель, родился в Москве (1799—1837). Будучи государственным чиновником, много раз подвергался репрессиям со стороны властей из-за своих либеральных взглядов, но быстро получил широкую известность, написав фантастической поэму («Руслан и Людмила»), роман в стихах («Евгений Онегин»), историческую драму («Борис Годунов»), повести («Пиковая дама», «Капитанская дочка»). Основоположник современной русской литературы. Убит на дуэли.

Пушкин Александр Сергеевич - русский писатель, родился в Москве (1799—1837). Будучи государственным чиновником, много раз подвергался репрессиям со стороны властей из-за своих либеральных взглядов, но быстро получил широкую известность, написав фантастической поэму («Руслан и Людмила»), роман в стихах («Евгений Онегин»), историческую драму («Борис Годунов»), повести («Пиковая дама», «Капитанская дочка»). Основоположник современной русской литературы. Убит на дуэли.

19 октября 1811 года – День открытия Царскосельского лицея – стал днем Лицеиста, днем доверия и дружбы, искренности и понимания. И потому мы говорим вам: «С праздником вас! С днем открытых сердец!!!»

19 октября 1811 года – День открытия Царскосельского лицея – стал днем Лицеиста, днем доверия и дружбы, искренности и понимания. И потому мы говорим вам: «С праздником вас! С днем открытых сердец!!!»

Литература 1. Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. 2. Павлова С. «Вы помните, когда возник лицей...» 3. Волков Г. «Лицейская республика» 4. Равкин З. И. Педагогика Царскосельского Лицея пушкинской поры (1811–1817 гг.) : историко-педагогический очерк. Мария Андреева, Марина Короткова. Лицейское братство . (статья)

Литература

1. Черейский Л. А. Пушкин и его окружение.

2. Павлова С. «Вы помните, когда возник лицей...»

3. Волков Г. «Лицейская республика»

4. Равкин З. И. Педагогика Царскосельского Лицея пушкинской поры (1811–1817 гг.) : историко-педагогический очерк.

Мария Андреева, Марина Короткова.

Лицейское братство . (статья)