Как провести анализ урока
Презентацию подготовила преподаватель экономических дисциплин Гергерт Г.Э.
Целью взаимопосещения занятий преподавателями является профессиональное сотрудничество и самосовершенствование преподавателей.
Основными задачами взаимопосещения являются:
изучение и заимствование передового опыта коллег
методическая помощь наставников молодым преподавателям
Оборудование урока
Общие сведения
Содержание урока
Общие результаты урока
Тип и структура урока
Программа наблюдения посещаемого урока
Система
работы преподавателя
Реализация принципов обучения
Организация учебной работы на уроке
Методы обучения
Использование новых технологий
Типовая схема анализа посещенного урока
Сведения о посещённом уроке:
преподаватель_______________________________________
предмет____________________________________________
дата______________группа ___________курс_________
Тема урока_________________________________________
Цель посещения_________________________________________
СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ
Анализ урока
Оценка деятельности преподавателя
1. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.
2. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.
3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.
4. Выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.
5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.
6. Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.
7. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.
8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.
9. Научно-теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность
Целями посещения урока могут быть:
- Изучение методов и приёмов, используемых на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
- Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке. Количество заданий, выполняемых на уроке.
- Реализация индивидуального подхода к учащимся на уроке.
- Оказание психолого-педагогической поддержки учащихся в учебном процессе.
- Оценка знаний как психологический инструмент.
- Изучение организации творческой деятельности учащихся на уроке.
- Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
- Использование игровых моментов на уроке.
- Изучение того, насколько получаемые знания носят практико-ориентированный характер.
- Определение уровня усталости, тревожности и удовлетворённости учащихся на уроке.
Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.
В какой степени преподаватель продумал вопросы оснащения урока необходимыми пособиями, приборами, методическими указаниями, другим раздаточным материалом (плакаты, стенды, интерактивная доска и т.д.).
Оценка внешнего вида преподавателя (в соответствии с требованиями колледжа); вовремя ли и в каком настроении преподаватель начинает урок (очень важен его психологический настрой). Такие же моменты оценить по отношению к учащимся. Каким образом преподаватель контролирует состояние рабочей дисциплины на уроке.
Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.
Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.
Каким образом был построен урок: сформулировал ли преподаватель цели урока и указал ли задачи, которые необходимо решить для их достижения (насколько четко и доступно для учащихся); были ли решены эти задачи в течение урока; в каком темпе проходил урок (этапы опроса, объяснения и закрепления нового материала, оценки знаний учащихся, выдачи домашнего задания); имел ли каждый этап логическую завершенность; насколько были логически взаимосвязаны все части урока.
Выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Определить, какие методы обучения, стимулирования и мотивации использовались на уроке и насколько они были целесообразны:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация иллюстраций, таблиц и т.д.);
- репродуктивный (выполнение упражнений практической направленности);
- использовались ли познавательные игры, учебные дискуссии;
- встречались ли моменты неожиданности и парадоксальности;
- уделялось ли время проблемному изложению изучаемого материала;
- каким образом реализовывались методы контроля со стороны преподавателя и самоконтроля со стороны учащихся.
Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.
Оценить, как преподаватель организовал момент по актуализации опорных знаний учащихся (было ли это необходимо) – выполняли ли учащиеся специальные упражнения, игровые задания, разбирали ли конкретные производственные ситуации в целях лучшего усвоения нового материала. Было ли это интересно учащимся?
Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.
Определить, каким образом осуществлялась учебная деятельность учащихся на уроке: акцентировал ли преподаватель внимание учащихся на следующих моментах: умение наблюдать, сопоставлять факты, грамотно, последовательно и логично излагать свои мысли. Объяснял ли преподаватель, как делать выводы и обобщения, каким образом можно устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.
Проанализировать поведение и деятельность учащихся на уроке:
– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятию при разном уровне подготовленности учащихся;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность;
– отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;
– характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к преподавателю и друг к другу (доброжелательность, уважение, боязнь, взаимная помощь, подсказки и т.п.).
Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.
Пронаблюдать, какими методами пользовался преподаватель для учета прошлых знаний учащихся:
- устный фронтальный или индивидуальный опрос;
- письменный опрос (по вариантам, по карточкам, тестирование с частичным или полным охватом учащихся).
Оценить методы оценки знаний учащихся:
- осуществлялось ли комментирование ответов (кто давал комментарии – преподаватель или учащиеся);
- была ли объективной и обоснованной оценка знаний учащихся;
- было ли проведено обобщение по опросу, были ли сделаны выводы и даны рекомендации на будущее.
Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.
В какой форме и количестве учащиеся получили домашнее задание:
- работа над текстом учебника, опорного конспекта;
- выполнение письменных, графических, иных работ;
- выполнение индивидуальных заданий (письменные, устные сообщения, рефераты, составление тестов, кроссвордов);
- комбинация разных заданий.
Научно-теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность.
Определить соответствие запланированной в поурочном плане структуры урока и практической его реализации. Выявить, насколько оптимально был проведен урок; были ли достигнуты в полном объеме запланированные цели урока. Дать характеристику деловым качествам преподавателя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь преподавателя; взаимоотношения учителя с аудиторией и отдельными учащимися, авторитет преподавателя.
Замечания, предложения, рекомендации:
После завершения урока необходимо провести собеседование с преподавателем примерно следующего содержания:
1. Анализ урока самим преподавателем:
- место урока в системе уроков по изученной теме;
- обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение плана урока;
- мотивировка выбора методов урока, оценка их соответствия целям урока;
- оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов, и меры, намечаемые преподавателем по устранению недостатков.
2. Анализ урока посещающим:
- анализ целей урока;
- анализ структуры и организации урока;
- анализ содержания урока;
- анализ методики проведения урока;
- анализ работы и поведения студентов на уроке;
- анализ домашнего задания, полученного студентами;
- оценка санитарно-гигиенических условий урока;
- общая оценка степени достижения учебной и воспитательной целей урока;
- элементы творчества;
- недостатки урока;
- общие выводы и предложения.
3. Стиль беседы с преподавателем:
доброжелательность, уважительность и тактичность, опора на положительное, учет индивидуальных особенностей преподавателя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.