Применение современных технологий ФГОС II поколения на уроках химии.
Работа учителя химии МБОУ
«Томпонская многопрофильная гимназия»
Варламовой Гульнары Анатольевны
Самообразование
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
В течение 4 лет я изучала современные технологии ФГОС II поколения. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных образовательных технологий. Основная цель ФГОС – это развитие личности на основе УУД, освоение и познание мира.
Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе.
К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии.
Формированию информационно-коммуникативных компетенций способствует применение технологий ПДО, РКЧМП, КСО, Технологии вопроса .
Инновационные технологи (применяю в своей педагогической деятельности)
- Проблемно-диалоговое обучение;
- Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»;
- КСО;
- ИКТ;
- Игровая технология;
- Технология вопроса;
Технология развития критического мышления
- способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Проблемно-диалоговое обучение – путь реализации развивающего обучения.
- Под проблемно-диалоговым обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие творческих способностей.
- Проблемно-диалоговое обучение представляет собой особый тип взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.
- Проблемно-диалоговое обучение следует понимать как тип обучения, обеспечивающий в сочетании с традиционным, развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие интеллектуально активной личности.
Технология КСО
- Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.
В основу технологий положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
- Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
- Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
- Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Традиционная модель урока
Инновационная модель урока
- триединая цель урока;
- план-конспект;
- формирование ключевых и базовых компетенций;
- проектирование, моделирование урока;
- преобладающая фронтальная форма обучения;
-использование разнообразных форм и методов обучения;
- ученик является только слушателем;
- получает готовую информацию, готовые знания;
- отвечает по шаблону.
- практическая направленность деятельности учащихся;
- ученик сам ставит себе цель,
выдвигает проблемы,
сам выбирает способы разрешения проблем;
- самостоятельно добывает знания, ищет информацию.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема: УГЛЕРОД Тип урока: урок усвоения новых знаний; Класс: 9 «В» Вид урока: смешанный (беседа, учебная презентация, практическая самостоятельная работа); Технологии: проблемно-диалоговое обучение, элементы РКМЧП, Технология вопроса Форма работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная, коллективная
Этап урока
Вре-мя
Организационный
Цель
Постановка темы, целей урока
Содержание уч. материала
Методы и приемы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Способ проверки
1) вспоминают ранее изученный материал;
2) систематизируют
1) путём фронтальной дискуссии
информацию до ее изучения;
выдвигают и фиксируют тему, цель, задачи урока
3) выдвигают проблему и пути её решения);
Этап урока
Вре-мя
Освоение нового материала
Цель
Первичное осмысление и закрепление
Содержание уч. материала
Методы и приемы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Способ проверки
1.Осмысливают новую информацию;
2. Работают в паре
1) отвечают на свои задания
3. Придумывают вопросы и ответы к своим заданиям
2) осмысливают новую информацию
4. Проверяют правильность вопросов и ответов у других пар.
3) работают индивидуально
Этап урока
Вре-мя
Самопроверка
Цель
Подведение итогов
Содержание уч. материала
Методы и приемы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Способ проверки
Читают свои творческие работы, размышляют над чужими работами.
Подводят итоги работы, оценивают свою работу.
Вывод: на каждом этапе видно самостоятельная деятельность учащихся. Используется разные формы деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная и т.д.
Уроки проведенные с использованием новейших технологий
- Фосфор (9 класс), 2012 г., 2013 г
- Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств» (9 класс)
- Углерод (9 класс)
- Реакция ионного обмена (9 класс)
- Степень окисления (8 класс)
- Воздух и его состав (8 класс)
Положительные стороны учителя
- Интересно готовить уроки;
- Используются разнообразные технология, методы и формы обучения;
- Учитель является тьютором;
Положительные стороны учеников
- Ученики сами ставят цель, проблему. И это им самим интересно;
- Выбирают самостоятельно способ решения поставленной проблемы;
- Ученики самостоятельно добывают свои знания, ищут информацию из любых источников;
- Сами выводят формулы;
- Работают творчески;
- Анализируют работы своих одноклассников;
- Овладевают разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,
- Аргументируют свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Вывод:
- Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Формирование КМ предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому, что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
Спасибо за внимание!!!
Эффективность данных технологий:
- а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (“Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…);
- б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере (“Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание…”);
- в) переживание учащимися субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон…”);
- г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности (“ Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны…”);
- д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
- е) овладение разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
- ж) осуществление планомерного поиска ответов на вопросы, раскрывание причины и последствия фактов.