М Б Д О У №23 «Г н о м и к»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выполнила:
воспитатель Чернышева Н.А.
Южно-Сахалинск, 2017г .
ОБУЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ НЕЛЬЗЯ, НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ВОСПИТАТЕЛЮ СОДЕЙСТВОВАТЬ ЕГО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОЯВЛЕНИЮ.
Л.С.ВЫГОТСКИЙ
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Опыт формировался на базе МБДОУ №23 «Гномик». Работа осуществлялась 1 год в группе «Ладушки» в рамках работы кружка «Волшебные пальчики»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Каждый дошкольник – маленький исследователь. С радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник и материалов .
ЗАДАЧИ МОЕЙ РАБОТЫ:
- Разнообразить изобразительную деятельность детей,
познакомить с новыми необычными способами выполнения аппликаций;
2. Создать условия для свободного экспериментирования с
художественными материалами и инструментами;
3. Развивать детскую художественную одаренность средствами нетрадиционных художественных техник ;
4. Развивать эстетическое восприятие детей;
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Подготовительный:
- Теоретически изучить виды нетрадиционных техник аппликации.
- Выявить уровень развития творческих способностей детей.
- Разработать тематический план занятий.
Основной (практический):
- Активная работа по обучению детей нетрадиционным техникам аппликации в рамках работы кружка «Волшебные пальчики»
Заключительный:
- Подведение итогов.
- Создание презентации.
- Обобщение опыта работы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА:
Реализация опыта осуществлялась в группе "Веселые ребята" в рамках работы кружка "Волшебные пальчики"
Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня с детьми подготовительной группы
- Продолжительность занятий составляет 20-25 минут.
- Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.
- Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
- Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывает
Модульная аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные кусочки бумаги
Объёмная аппликация из салфеток
Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
Аппликация из ниток
Знакомство с данным видом аппликации лучше начать с резанных ниток. Нужно нарисовать рисунок, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Интересные работы получаются, если использовать нитки разные по структуре, плотности и цвету.
Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины
Аппликация из природного материала
- из засушенных растений
- из семян и круп
Аппликация из конфетти
Нащелкать дыроколом кружочки (цветочки, бабочки) из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные. Детям очень нравится данный вид аппликации .
Аппликация из ваты и ватных дисков .
Замечательные аппликации получаются из ватных дисков . Их можно резать на части, красить в любой цвет.
Из ваты можно скатывать шарики и делать объёмные аппликации ,создавая эффект пушистости.
Торцевание
В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Торцевание – работа несложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.
Чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд требований:
- Систематичность (автоматизация навыка развивается многократным его повторением);
- Последовательность (от простого к сложному);
- Индивидуальный и дифференцируемый подход ;
- Использование игровых приёмов;
- Создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми;
- Каждое занятие должно быть результативным.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Обучение:
- Овладение простейшими нетрадиционными техниками аппликации;
- Представление о свойствах предметов;
- Появление познавательной активности
Развитие:
- Развитие мелкой моторики
- Проявление самостоятельности в выборе средств и материалов
Воспитание:
- Навыки общения в совместной деятельности;
- Уверенность в собственных силах
- Устойчивый интерес к занятиям
Итогом проделанной работы является динамика развития творческих способностей детей: работы стали значительнее интереснее, содержательнее, идеи и замыслы богаче, интерес к занятиям аппликацией выше, дети стали более уверенными в себе.
Диагностика детей подготовительной группы 2016-2017 г.г.
ВЫВОДЫ:
Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности
ПЕРСПЕКТИВА:
- Продолжить работу по освоению нетрадиционных техник аппликации;
- Разработать планирование занятий кружка «Волшебные пальчики» на каждую возрастную группу
«Подснежники» (аппликация из ватных дисков, ваты)
«Кудрявые барашки» (Аппликация из резаных ниток)
Аппликация из бумажных шариков
«Весёлые ёжики» (аппликация из резаных ниток)
«Ветка рябины» (Аппликация из засушенных листьев и бумажных шариков)
«Идёт весна» (аппликация из ниток, салфеток)
Торцевание
«Голубь мира» (торцевание на пластилине)