СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по химии на тему" Окислительно- восстановительные реакции. Метод электронного баланса" (9 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учащимся разобраться в методике решения ОВР методом электронного баланса.Предложенная методика облегчит восприятие материала.Удачи Вам ученики!

Просмотр содержимого документа
«Презентация по химии на тему" Окислительно- восстановительные реакции. Метод электронного баланса" (9 класс)»

 9  класс  Окислительно- восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Бозаджи Н.М. учитель химии высшей категории

9 класс

Окислительно- восстановительные реакции.

Метод электронного баланса.

Бозаджи Н.М.

учитель химии

высшей категории

Жизнь – непрерывная цепь окислительно-восстановительных процессов  А.-П.Лавуазье

Жизнь – непрерывная цепь

окислительно-восстановительных

процессов

А.-П.Лавуазье

В результате изучения темы, вы будете способны: Моделировать проставление о ОВР. Формулировать определение СО, окисление, Моделировать проставление о ОВР. Формулировать определение СО, окисление,  восстановление. 3. Применять полученные знания на практике. 4.Моделировать понятие ОВР. 5. Решать ОВР методом электронного баланса. 6 . Определять значимость ОВР в жизни. 7.Осуществлять рефлексию своей деятельности.  восстановление. 3. Применять полученные знания на практике. 4.Моделировать понятие ОВР. 5. Решать ОВР методом электронного баланса. 6 . Определять значимость ОВР в жизни. 7.Осуществлять рефлексию своей деятельности.

В результате изучения темы, вы будете способны:

  • Моделировать проставление о ОВР. Формулировать определение СО, окисление,
  • Моделировать проставление о ОВР.
  • Формулировать определение СО, окисление,

восстановление.

3. Применять полученные знания на практике.

4.Моделировать понятие ОВР.

5. Решать ОВР методом электронного баланса.

6 . Определять значимость ОВР в жизни.

7.Осуществлять рефлексию своей деятельности.

  • восстановление. 3. Применять полученные знания на практике. 4.Моделировать понятие ОВР. 5. Решать ОВР методом электронного баланса. 6 . Определять значимость ОВР в жизни. 7.Осуществлять рефлексию своей деятельности.
Задание №1.  Определите степень окисления элементов в следующих соединениях: К 2 O , F 2 , NaBr ,  CO 2 , Ca , Fe 2 S 3 ,  BaCl 2 HNO 3 .  К 2 + O -2 , F 2 0 , Na + Br - , C +4 O 2 -2 , Ca 0 , Fe 2 +3 S 3 -2 ,  Ba +2 Cl 2 - , H + N +5 O 3 -2 .

Задание №1. Определите степень окисления элементов в следующих соединениях:

К 2 O , F 2 , NaBr , CO 2 , Ca , Fe 2 S 3 , BaCl 2 HNO 3 .

К 2 + O -2 , F 2 0 , Na + Br - , C +4 O 2 -2 , Ca 0 , Fe 2 +3 S 3 -2 , Ba +2 Cl 2 - , H + N +5 O 3 -2 .

Окислительно – восстановительные реакции - уже само название наводит тоску, что уж говорить про уравнения.  А если отвлечься от уроков и посмотреть вокруг? Каждый день мы встречаемся с тысячами окислительно- восстановительных реакций и даже не задумываемся какую роль они играют в нашей жизни. Без этих реакций невозможно наше существование.

Окислительно – восстановительные

реакции - уже само название наводит тоску,

что уж говорить про уравнения.

А если отвлечься от уроков и посмотреть вокруг? Каждый день мы встречаемся с тысячами окислительно- восстановительных реакций и

даже не задумываемся какую роль они

играют в нашей жизни. Без этих реакций невозможно наше существование.

Что нужно человеку для жизни? Воздух и еда. Мы поглощаем пищу и вдыхаем кислород и в нашем организме идут бесконечные процессы окисления , дающие нам энергию. Помните выражение: «Ты что, каши мало ел?»

Что нужно человеку для жизни? Воздух и еда. Мы поглощаем пищу и вдыхаем кислород и в нашем организме идут бесконечные процессы окисления , дающие нам энергию. Помните выражение: «Ты что, каши мало ел?»

Как приятно летом прогуляться по лесу или парку. Вокруг так много зелени. Но откуда все это берется? Проведите опыт. Возьмите горшок с землей, взвесьте и посадите семечко. Через несколько лет оно превратится в большое растение. Взвесьте это растение и отдельно землю, в которой оно росло, и вы увидите, что масса земли не изменилась, в то время как масса растения увеличилась. Откуда она взялась? Не удивляйтесь. Это тоже благодаря окислительно – восстановительной реакции -фотосинтезу . В процессе фотосинтеза образуется так необходимый нам кислород и углеводы - строительный материал растений.

Как приятно летом прогуляться по лесу или парку. Вокруг так много зелени. Но откуда все это берется? Проведите опыт. Возьмите горшок с землей, взвесьте и посадите семечко. Через несколько лет оно превратится в большое растение.

Взвесьте это растение и отдельно землю,

в которой оно росло, и вы увидите, что масса земли не изменилась, в то время как масса растения увеличилась.

Откуда она взялась? Не удивляйтесь. Это тоже благодаря окислительно – восстановительной реакции -фотосинтезу .

В процессе фотосинтеза образуется так необходимый нам кислород и углеводы - строительный материал растений.

Любите кефир, сметану, сыр , йогурт? Это тоже продукты окислительно – восстановительных реакций , протекающих в молоке. Молочно - кислое брожение.

Любите кефир, сметану, сыр , йогурт? Это тоже продукты окислительно – восстановительных реакций , протекающих в молоке. Молочно - кислое брожение.

Если мы замерли, или хотим приготовить еду, то зажигаем огонь. Реакция горения это тоже окислительно – восстановительная реакция .

Если мы замерли, или хотим приготовить еду, то зажигаем огонь. Реакция горения это тоже окислительно – восстановительная реакция .

Растениям очень необходим азот. Несмотря на то, что его в воздухе 78% по объёму , он практически недоступен. На помощь приходят опять же окислительно-восстановительные реакции,  протекающие при помощи бактерий и некоторых клубеньковых растений.

Растениям очень необходим азот.

Несмотря на то, что его в воздухе 78%

по объёму , он практически недоступен.

На помощь приходят опять же

окислительно-восстановительные реакции,

протекающие при помощи бактерий и

некоторых клубеньковых растений.

А это узнали? Гальванический элемент, или проще – батарейка. С помощью реакций можно получить не только тепловую энергию, но и электрическую. Окислительно – восстановительные реакции - это один из важнейших источников энергии.

А это узнали? Гальванический элемент, или проще – батарейка. С помощью реакций можно получить не только тепловую энергию, но и электрическую. Окислительно – восстановительные реакции - это один из важнейших источников энергии.

Окислительно-восстановительными реакциями(ОВР)  называются реакции, в ходе которых хотя бы один элемент изменил свою степень окисления. 2H 2 + O 2 = 2H 2 O 0 0 +1 -2

Окислительно-восстановительными реакциями(ОВР)

называются реакции, в ходе которых хотя бы

один элемент изменил свою степень окисления.

2H 2 + O 2 = 2H 2 O

0

0

+1

-2

Окислительно – восстановительные реакции ( ОВР)-  – это реакции, протекающие с изменением степени окисления элементов .

Окислительно – восстановительные реакции ( ОВР)-

это реакции, протекающие с изменением степени окисления элементов .

Химические реакции по изменению степеней окисления химических элементов делят на две группы:   Окислительно-восстановительные  Не окислительно - восстановительные

Химические реакции по изменению степеней окисления химических элементов делят на две группы:

Окислительно-восстановительные

Не окислительно - восстановительные

-2 +1 +2 -1 +2 -1 +1 -2 Сu О + 2 HCl → CuCl 2 + H 2 O  В этой химической реакции СО химических элементов в исходных веществах и в продуктах реакции не изменяются  Химические реакции, протекающие без изменения СО химических элементов,  относятся к не окислительно-восстановительным  реакциям (р-ции обмена)

-2

+1

+2

-1

+2

-1

+1

-2

Сu О + 2 HCl → CuCl 2 + H 2 O

В этой химической реакции СО

химических элементов в исходных веществах и

в продуктах реакции не изменяются

Химические реакции, протекающие без изменения СО химических элементов,

относятся к не окислительно-восстановительным

реакциям (р-ции обмена)

-2 +2 -2 +2 0 +4 -2 CuO + CO → Cu + CO2  Химические реакции, протекающие  c  изменением  СО химических элементов,  относятся к окислительно-восстановительным  реакциям (р-ции соединения,разложения,замещения) .

-2

+2

-2

+2

0

+4

-2

CuO + CO → Cu + CO2

Химические реакции, протекающие

c изменением

СО химических элементов,

относятся к окислительно-восстановительным

реакциям (р-ции соединения,разложения,замещения) .

Ребята, берегите зрение! Ребята, берегите зрение!

Ребята, берегите зрение!

Ребята, берегите зрение!

Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций методом электронного баланса

Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций методом электронного баланса

Основные положения теории ОВР  ПРОЦЕСС Отдачи атомом  Приема атомом  е -  атом отдающий окисление  восстановление   ↑  СО  ↓  е - принимающий окисление восстановление окисляется восстановитель  ↑  СО  ↓  восстанавливается окислитель единый процесс

Основные положения теории ОВР

ПРОЦЕСС

Отдачи атомом

Приема атомом

е -

атом

отдающий

окисление

восстановление

СО

е -

принимающий

окисление

восстановление

окисляется

восстановитель

СО

восстанавливается

окислитель

единый процесс

Алгоритм составления ОВР Определить СО элементов до и после реакции. Подчеркнуть элементы, степени окисления которых изменяются. Электронный баланс осуществляем в той части, где: Есть больше веществ Если одинаково, то пишем переход в правой части уравнения Если до реакции есть окислители – O 2 ; Cl 2 ; Br 2 ; F 2 ; I 2 ;  или восстановитель H 2 ,то переход пишем в левой части. 5. С помощью стрелок показываем переход : Если CO элемента повышается ,то атом наоборот отдает электроны Если CO элемента понижается ,то атом наоборот принимает электроны Находим НОК отданных и принятых электронов Чтобы расставить коэффициенты НОК делим на число  отданных и принятых е Расставляем оставшиеся коэффициенты Записываем процессы

Алгоритм составления ОВР

  • Определить СО элементов до и после реакции.
  • Подчеркнуть элементы, степени окисления которых изменяются.
  • Электронный баланс осуществляем в той части, где:
  • Есть больше веществ
  • Если одинаково, то пишем переход в правой части уравнения
  • Если до реакции есть окислители – O 2 ; Cl 2 ; Br 2 ; F 2 ; I 2 ; или восстановитель H 2 ,то переход пишем в левой части.

5. С помощью стрелок показываем переход :

  • Если CO элемента повышается ,то атом наоборот отдает электроны
  • Если CO элемента понижается ,то атом наоборот принимает электроны
  • Находим НОК отданных и принятых электронов
  • Чтобы расставить коэффициенты НОК делим на число отданных и принятых е
  • Расставляем оставшиеся коэффициенты
  • Записываем процессы
Задание №2.  Составить ОВР. Уравнять реакцию методом электронного баланса 0 +3 -2 0 = Al + S → Al 2 S 3 3 2 6 3е 2е Что делает атом? Чем является? Какой процесс? вос-ся  ок-ль вос-ния ок-ся вос-ль ок-ния

Задание №2. Составить ОВР. Уравнять реакцию методом электронного баланса

0

+3

-2

0

=

Al + S → Al 2 S 3

3

2

6

Что делает атом?

Чем является?

Какой процесс?

вос-ся

ок-ль

вос-ния

ок-ся

вос-ль

ок-ния

NB!  Восстановитель  – атом элемента, который отдает электроны.  Окислитель – атом элемента,  который принимает электроны. Процесс окисления  – это процесс отдачи электронов. Процесс восстановления  – это процесс принятия электронов.

NB!

Восстановитель – атом элемента, который отдает электроны.

Окислитель – атом элемента,

который принимает электроны.

Процесс окисления это процесс отдачи электронов.

Процесс восстановления это процесс принятия электронов.

… Окислитель как отъявленный злодей Как пират, бандит, агрессор, Бармалей Отнимает электроны - и ОК! Потерпев урон, восстановитель Восклицает: «Вот я, помогите! Электроны мне мои верните!» Но никто не помогает И ущерб не возмещает…

Окислитель как отъявленный злодей

Как пират, бандит, агрессор, Бармалей

Отнимает электроны - и ОК!

Потерпев урон, восстановитель

Восклицает: «Вот я, помогите!

Электроны мне мои верните!»

Но никто не помогает

И ущерб не возмещает…

Задание № 3.  Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса N 2  + O 2 → NO Молния

Задание № 3. Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса

N 2 + O 2 → NO

Молния

Зад ание № 4.  Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса P + KClO 3 → P 2 O 5 + KCl Взрывчатые вещества

Зад ание № 4. Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса

P + KClO 3 → P 2 O 5 + KCl

Взрывчатые вещества

Задание № 5.  Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса Zn +H2SO4 → ZnSO4 + H2↑ Аккумуляторы

Задание № 5. Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса

Zn +H2SO4 → ZnSO4 + H2↑

Аккумуляторы

Рефлексия   1.Какова цель нашего урока? 2.Достигли ли мы цели? 3.Что представляло  наибольшую трудность? 4. На уроке я работал… 5.Своей работой на уроке я… 6.Урок для меня показался… 7. Материал урока мне был… 8. Мое настроение…

Рефлексия

1.Какова цель нашего урока?

2.Достигли ли мы цели?

3.Что представляло

наибольшую трудность?

4. На уроке я работал…

5.Своей работой на уроке я…

6.Урок для меня показался…

7. Материал урока мне был…

8. Мое настроение…

 Разобрать  конспект. Параграф: §1.4, Выполнить упр. кл. работы Упр.2,3б,г,д стр.21

  • Разобрать конспект.
  • Параграф: §1.4,
  • Выполнить упр. кл. работы
  • Упр.2,3б,г,д стр.21