СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по химии на тему "Реакции ионного обмена и условия их протекания" (9 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку химии "Реакции ионного обмена и условия их протекания" (9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Презентация по химии на тему "Реакции ионного обмена и условия их протекания" (9 класс)»

«Ты – мне, я - тебе»   (Реакции ионного обмена и условия их протекания) Урок химии в 9 классе Автор: Гвоздева Т.Л.,  учитель химии и биологии МБОУ СОШ №6  г.Озёры Московской области

«Ты – мне, я - тебе» (Реакции ионного обмена и условия их протекания)

Урок химии в 9 классе

Автор: Гвоздева Т.Л.,

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ №6

г.Озёры Московской области

Эпиграф урока Способность мыслить, а не зреть и слушать Над всеми возвышает нас, людей. Ведь у ослов длинней, чем наши, уши, А у быков глаза куда крупней! Великий слова Саади, 14 век

Эпиграф урока

Способность мыслить, а не зреть и слушать

Над всеми возвышает нас, людей.

Ведь у ослов длинней, чем наши, уши,

А у быков глаза куда крупней!

Великий слова Саади, 14 век

Поиграем: Анионы. Электролитическая диссоциация. Катионы. Углекислый газ. Электролиты. Щелочь. Неэлектролиты.

Поиграем:

  • Анионы.
  • Электролитическая диссоциация.
  • Катионы.
  • Углекислый газ.
  • Электролиты.
  • Щелочь.
  • Неэлектролиты.
Определите свое место на «скале» знаний СКАЛА В начале урока

Определите свое место на «скале» знаний

СКАЛА

В начале урока

Тема урока «Ты – мне, я - тебе»  /реакции ионного обмена и условия их протекания/   Что означает слово «Обмен»?

Тема урока

«Ты – мне, я - тебе»

/реакции ионного обмена и условия их протекания/

Что означает слово «Обмен»?

Проблема: Все ли реакции ионного обмена протекают в водных растворах до конца?

Проблема:

Все ли реакции ионного обмена протекают в водных растворах до конца?

Проблема: Как можно выяснить, протекает в водном растворе реакция ионного обмена или нет?  Провести химический эксперимент.

Проблема:

  • Как можно выяснить, протекает в водном растворе реакция ионного обмена или нет?

Провести химический эксперимент.

Лабораторная работа Цель работы: Провести реакции ионного обмена и изучить условия их протекания до конца.

Лабораторная работа

Цель работы:

Провести реакции ионного обмена и изучить условия их протекания до конца.

Лабораторная работа Правила техники безопасности

Лабораторная работа

Правила техники безопасности

Лабораторная работа Допишите уравнения диссоциации сульфата меди (II) CuSO 4 и гидроксида натрия NaOH : CuSO 4 → NaOH → Проверьте себя: CuSO 4 → Cu 2+ + SO 4 2- NaOH → Na + + OH -

Лабораторная работа

Допишите уравнения диссоциации сульфата меди (II) CuSO 4 и гидроксида натрия NaOH :

CuSO 4

NaOH →

Проверьте себя:

CuSO 4 → Cu 2+ + SO 4 2-

NaOH → Na + + OH -

Реакции ионного обмена  Запишите уравнение взаимодействия водных растворов этих веществ в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах: CuSO 4 +2NaOH→ Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 Молекулярное уравнение химической реакции  Cu 2+ + SO 4 2- + 2 Na + + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓+ 2Na + +SO 4 2-  Полное ионное уравнение химической реакции   Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓ Сокращенное (краткое) ионное уравнение реакции

Реакции ионного обмена

Запишите уравнение взаимодействия водных растворов этих веществ в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах:

CuSO 4 +2NaOH→ Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4

Молекулярное уравнение химической реакции

Cu 2+ + SO 4 2- + 2 Na + + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓+ 2Na + +SO 4 2-

Полное ионное уравнение химической реакции

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2

Сокращенное (краткое) ионное уравнение реакции

Лабораторная работа Допишите уравнения диссоциации карбоната натрия и соляной кислоты HCl : Na 2 CO 3 → HCl → Проверьте себя: Na 2 CO 3 → 2Na + +CO 3 2-  HCl → H + + Cl -

Лабораторная работа

Допишите уравнения диссоциации карбоната натрия и соляной кислоты HCl :

Na 2 CO 3

HCl →

Проверьте себя:

Na 2 CO 3 → 2Na + +CO 3 2-

HCl → H + + Cl -

Запишите уравнение взаимодействия водных растворов этих веществ в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах: Na 2 CO 3 + 2 HCl → 2 NaCl + H 2 CO 3  2 ↑ + H 2 O (молекулярное уравнение)  2Na + +CO 3 2- + 2 H + +2Cl - → 2 Na + +2Cl - + CO 2 ↑ + H 2 O (полное ионное уравнение)  CO 3 2- + 2 H + → CO 2 ↑ + H 2 O  (сокращенное ионное уравнение)
  • Запишите уравнение взаимодействия водных растворов этих веществ в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах:
  • Na 2 CO 3 + 2 HCl → 2 NaCl + H 2 CO 3 2 ↑ + H 2 O (молекулярное уравнение)

  • 2Na + +CO 3 2- + 2 H + +2Cl - → 2 Na + +2Cl - + CO 2 ↑ + H 2 O (полное ионное уравнение)

  • CO 3 2- + 2 H + → CO 2 ↑ + H 2 O

(сокращенное ионное уравнение)

Лабораторная работа Осуществите взаимодействие между водными растворами гидроксида натрия NaOH и соляной кислоты HCl. Что наблюдаете?  Проведите опыт еще раз, но уже в присутствии ф-ф-на.  Что наблюдаете?

Лабораторная работа

Осуществите взаимодействие между водными растворами гидроксида натрия NaOH и соляной кислоты HCl.

Что наблюдаете?

Проведите опыт еще раз, но уже в присутствии ф-ф-на.

Что наблюдаете?

Лабораторная работа Составьте уравнение реакции ионного обмена между водными растворами гидроксида натрия NaOH и соляной кислоты HCl в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах.

Лабораторная работа

Составьте уравнение реакции ионного обмена между водными растворами гидроксида натрия NaOH и соляной кислоты HCl в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах.

Проверим себя  NaOH + HCl → NaCl + H 2 O  (молекулярное уравнение)  Na + +OH - + H + +Cl - → Na + +Cl - + H 2 O  (полное ионное уравнение)   OH - + H + → H 2 O  (сокращенное ионное уравнение)

Проверим себя

  • NaOH + HCl → NaCl + H 2 O

(молекулярное уравнение)

  • Na + +OH - + H + +Cl - → Na + +Cl - + H 2 O

(полное ионное уравнение)

  • OH - + H + → H 2 O

(сокращенное ионное уравнение)

Вывод Условия, при которых реакции ионного обмена протекают необратимо (до конца): Выпадение осадка; Выделение газа; 3. Образование малодиссоциирующего вещества (чаще всего, воды).

Вывод

Условия, при которых реакции ионного обмена протекают необратимо (до конца):

  • Выпадение осадка;
  • Выделение газа;

3. Образование малодиссоциирующего вещества (чаще всего, воды).

Проверим свои знания Составьте уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде Составьте уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде ** ** Серная кислота + хлорид бария * Серная кислота + хлорид бария *  2. Соляная кислота + нитрат серебра 1. K 2 SO 4 + Ba(NO 3 ) 2 =    2. Соляная кислота + нитрат серебра 1. K 2 SO 4 + Ba(NO 3 ) 2 =   + + 2. AgNO 3 +NaCl =   2. AgNO 3 +NaCl =    3. Сульфит натрия + азотная кислота  3. Сульфит натрия + азотная кислота 1. AgNO 3 + KCl = AgCl +KNO 3   3. CaCO 3 + HCl = 3. CaCO 3 + HCl = 2. K 2 CO 3 + HCl = KCl + H 2 O+CO 2   3.BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 +NaCl

Проверим свои знания

Составьте уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде

Составьте уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде

**

**

  • Серная кислота + хлорид бария

*

  • Серная кислота + хлорид бария

*

2. Соляная кислота + нитрат серебра

1. K 2 SO 4 + Ba(NO 3 ) 2 =

2. Соляная кислота + нитрат серебра

1. K 2 SO 4 + Ba(NO 3 ) 2 =

+

+

2. AgNO 3 +NaCl =

2. AgNO 3 +NaCl =

3. Сульфит натрия + азотная кислота

3. Сульфит натрия + азотная кислота

1. AgNO 3 + KCl = AgCl +KNO 3

3. CaCO 3 + HCl =

3. CaCO 3 + HCl =

2. K 2 CO 3 + HCl = KCl + H 2 O+CO 2

3.BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 +NaCl

Проверим себя Ответы к карточкам уравнений реакций ионного обмена Ответы к карточкам уравнений реакций ионного обмена ** ** * * 1. H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 +2HCl  2H + +SO 4 2- +Ba 2+ + 2Cl - = BaSO 4 + 2H + + 2Cl - 1. K 2 SO 4 + Ba(NO 3 ) 2 = 2KNO 3 +BaSO 4 + Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4   + 2K + +SO 4 2- +Ba 2+ + 2NO 3 - = 2K + + 2NO 3 - +BaSO 4 2. HCl + AgNO 3 = HNO 3 + AgCl  H + + Cl - + Ag + + NO 3 - = H + + NO 3 -  + AgCl  Ag + + Cl - = AgCl 1. AgNO 3 + KCl = AgCl+KNO 3 Ag + + NO 3 - + K + +Cl - =AgCl+ K + + NO 3 -  Ag + + Cl - = AgCl Ba 2+ +SO 4 2- = BaSO 4     3. Na 2 SO 3 + 2HNO 3 = 2NaNO 3 + H 2 O +SO 2   2. K 2 CO 3 + HCl = 2KCl + H 2 O+CO 2 2Na + +SO 3 2- +2H + + 2NO 3 - = 2Na + + 2NO 3 - +H 2 O +SO 2 2. AgNO 3 +NaCl =AgCl +NaNO3 2H + + SO 3 2- = H 2 O +SO 2 2K + +CO 3 2- +2H + + 2Cl - = 2K + + 2Cl - +H 2 O+ +CO 2  CO 3 2- +2H + = H 2 O +CO 2 Ag + + NO 3 - + Na + +Cl - =AgCl+ Na + + NO 3 -  Ag + + Cl - = AgCl     3.BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + 2NaCl 3. CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O +  CO 2  Ca 2+ +CO 3 2- +2H + + 2Cl - = Ca 2+ + 2Cl - +H 2 O +CO 2  CO 3 2- +2H + = H 2 O +CO 2 Ba 2+ + 2Cl -  +2 Na + +SO 4 2- = BaSO 4 + +2Na + + 2Cl - Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4

Проверим себя

Ответы к карточкам уравнений реакций ионного обмена

Ответы к карточкам уравнений реакций ионного обмена

**

**

*

*

1. H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 +2HCl 2H + +SO 4 2- +Ba 2+ + 2Cl - = BaSO 4 + 2H + + 2Cl -

1. K 2 SO 4 + Ba(NO 3 ) 2 = 2KNO 3 +BaSO 4

+

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4

+

2K + +SO 4 2- +Ba 2+ + 2NO 3 - = 2K + + 2NO 3 - +BaSO 4

2. HCl + AgNO 3 = HNO 3 + AgCl H + + Cl - + Ag + + NO 3 - = H + + NO 3 - + AgCl Ag + + Cl - = AgCl

1. AgNO 3 + KCl = AgCl+KNO 3

Ag + + NO 3 - + K + +Cl - =AgCl+ K + + NO 3 - Ag + + Cl - = AgCl

Ba 2+ +SO 4 2- = BaSO 4

 

 

3. Na 2 SO 3 + 2HNO 3 = 2NaNO 3 + H 2 O +SO 2

 

2. K 2 CO 3 + HCl = 2KCl + H 2 O+CO 2

2Na + +SO 3 2- +2H + + 2NO 3 - = 2Na + + 2NO 3 - +H 2 O +SO 2

2. AgNO 3 +NaCl =AgCl +NaNO3

2H + + SO 3 2- = H 2 O +SO 2

2K + +CO 3 2- +2H + + 2Cl - = 2K + + 2Cl - +H 2 O+ +CO 2 CO 3 2- +2H + = H 2 O +CO 2

Ag + + NO 3 - + Na + +Cl - =AgCl+ Na + + NO 3 - Ag + + Cl - = AgCl

 

 

3.BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + 2NaCl

3. CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 Ca 2+ +CO 3 2- +2H + + 2Cl - = Ca 2+ + 2Cl - +H 2 O +CO 2 CO 3 2- +2H + = H 2 O +CO 2

Ba 2+ + 2Cl - +2 Na + +SO 4 2- = BaSO 4 + +2Na + + 2Cl -

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4

Вернемся к теме урока «Ты-мне, я - тебе»

Вернемся к теме урока

«Ты-мне, я - тебе»

Вернемся к проблеме Все ли реакции ионного обмена протекают в водных растворах до конца ?

Вернемся к проблеме

Все ли реакции ионного обмена протекают в водных растворах до конца ?

Значение РИО очистка воды, анализ почв и водоемов, продуктов питания и др.

Значение РИО

очистка воды, анализ почв и водоемов, продуктов питания и др.

Определите теперь свое место на «скале» знаний СКАЛА В конце урока

Определите теперь свое место на «скале» знаний

СКАЛА

В конце урока

Спасибо за Вашу поддержку и понимание! Удачи при восхождении к новым вершинам знаний!

Спасибо за Вашу поддержку и понимание!

Удачи при восхождении к новым вершинам знаний!