ПРОГРАММА внеурочной деятельности обучающихся «Кукольный театр «Теремок»
Скажи, и я забуду;
Покажи и я запомню;
Дай действовать, и я научусь
МБОУ «Бобровская СШ»
Педагог- библиотекарь:
Чурносова Т.В.
Пояснительная записка
- Современный этап общественного развития характеризуется стремительными инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной.
- Обществу и государству сегодня нужны инициативные, думающие люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся мире, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий.
Пояснительная записка
- Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость.
- Посещение учащимися кружка художественного творчества имеет большое значение для формирования детского самосознания. Постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня.
- Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников.
- Занятия в кукольном кружке развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.
- Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи.
- В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.
- Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них.
- Занятия в кукольном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Посредством кукольного театра развивать художественно- творческие способности обучающихся.
• Познакомить учащихся с основами кукольной театрализации (история кукольного театра, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, декорации).
• Обучать детей умению видеть в поведении героев театральных постановок, а затем и в окружающей действительности проявление положительных и отрицательных качеств личности.
• Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками.
Ожидаемый результат
- В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:
• об истории театральной куклы;
• о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);
• об устройстве театра.
• водить куклу над ширмой;
• создавать декорации и афиши для спектаклей.
• строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного задания;
• придерживаться заведенных на занятиях правил и традиций.
Основные формы и методы обучения
- Парная;
- Групповая;
- Фронтальная.
- - Словесные (беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, пример, декламация)
- - Наглядный (показ, демонстрация, иллюстрация)
- - Практический (упражнение, изготовление кукол, декораций; участие в спектаклях и пр.)
- - Репродуктивный (репетиция)
- - Проблемно-поисковый (создание образов героев, подбор декораций, костюмов и пр.)
- - Методы самостоятельной работы (работа с литературой)
2. Учебно-методическое планирование
№
Наименование темы
Количество часов
1
теория
Вводное занятие. История возникновения кукольного театра.
2
Театральные термины. Виды кукол. Изготовление куклы из подручного материала (носок, перчатка)
практика
1
3
Соединение действия куклы со словами
1
ИТОГО
4
1
1
0,5
Ремонт, украшение ширмы. Декорации
5
1,5
2
0,5
Занятие техникой речи
6
2
Занятие сценическим движением
1,5
0,5
7
8
Упражнения-игры с куклой без ширмы и на ширме
0,5
0,5
2
0,5
1
1
10
Подбор сценария. Распределение ролей.
11
Первичная работа с куклами персонажами
1
2
1
1
12
3
0,5
Репетиция
13
Подготовка декораций.
2
0,5
5
1
0,5
Изготовление афиши
14
Творческий отчёт. Спектакль.
1,5
5
15
16
Подбор сценария. Распределение ролей.
0,5
2
0,5
0,5
Работа с куклами персонажами
1,5
17
Репетиция
1,5
0,5
18
Творческий отчёт.
4
1
4
4
4
1
1
Первую куклу, с которой начинаем работать, делаем из подручного материала - перчатки, носка.
Кукла из подручного материала - собака Дружок.
Упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляции
«Часики»
- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
«Заборчик»
- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
«Качели»
-Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
«Змейка»
- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
Осторожно народ:
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит.
Изготовление ширмы из картонных коробок.
Спектакль «Теремок»
Спектакль «Колобок»
Использованные ресурсы:
1.Жук Л.И. Книжкины именины/ Л.И.Жук. – Минск: «Красико - Принт», 2003.-126.-( Праздник в школе).
2.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – школьникам/ Т.Н.Караманенко .- М: Просвещение,1982.-203.- (Театр картинок, театр игрушек, театр петрушек)
3. Театр сказок :Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для младших школьников.- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001.-132
4. . Пименов В.А. Театр на ладошках: Репертуарный сборник для дошкольников и школьников/В.А.Пименов.-Воронеж: Изд- во Воронежского Государственного Университета, 1998.- 220
5. Уланова Л.С. Праздничный венок./Л.С.Уланова.- М.: Творческий центр «Сфера», 2001.- 142.-(Праздник в школе)
6.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
7.https://www.google.ru/search?q
8.http://olesya-emelyanova.ru/index-domashnij_teatr.html
9. http://www.liveinternet.ru/users/5352580/post291181756
Спасибо за внимание!