ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
воспитателя МБДОУ № 27 «Журавушка»
г.Зеленодольска
Шиловой Ирины Владимировны
Тема: «Развитие мелкой моторики
с помощью нетрадиционных видов
аппликации»
Сроки реализации: 2015-2020 гг.
ПРОЕКТ по художественно-эстетическому
развитию в средней группе
« РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА»
Воспитатель: Шилова И.В.
МБДОУ № 27 «Журавушка»
г. Зеленодольск
ВВЕДЕНИЕ:
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.
Вид проекта: творчески-информационный
Сроки реализации: краткосрочный декабрь-январь
Актуальность:
в наше время все больше и больше внимания уделяется знакомству детей с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения, через ознакомление детей с народными традициями.
АКТУАЛЬНОСТЬ :
Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов становится очень актуальным.
Цели:
· Знакомство детей с народными традициями, связанными с Рождеством.
· Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству.
· Обобщать результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Рождественская сказка».
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить детей с народными традициями празднования Рождества (святки, колядование).
· Познакомить детей с устным народным творчеством (заклички, песенки, связанные с Рождеством, потешки, русские народные сказки).
· Учить понимать образный смысл загадок.
· Познакомить детей с приемами лепки, аппликации, конструирования при создании сюжетной композиции.
· Познакомить детей с библейским сюжетом рождения
Иисуса Христа.
Воспитательные:
· Воспитывать у детей любовь к русской народной культуре.
· Воспитывать эстетические и этические чувства.
· Воспитывать любознательность.
Развивающие:
· Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре; развитие внимания, мышления, творческого воображения, умения анализировать.
· Развивать умение создавать художественный образ по прочитанному произведению; активизировать словарь: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье)
· Развивать умение выразительно читать стихи, исполнять песни, заклички.
· Развивать коммуникативные навыки у детей.
Планируемые результаты:
· Знание детьми народных традиций, связанных с Рождеством.
· Имеет представление о библейском сюжете рождения Иисуса Христа.
· Умеет создавать художественный образ по прочитанному
произведению.
Цели и задачи:
Развить умения
производить точные
движения
пальцами рук
Совершенствовать
мелкую моторику
пальцев рук
Сформировать у детей
зрительно-
двигательную
координацию
Развить способности
координированной
работы рук
со зрительным
восприятием
?
Научить проявлять
эмоциональное
отношение к
результату своей
деятельности
Развить творческую
активность,
фантазию
Деятельность воспитателей и детей
- Социально-коммуникативное развитие.
1.1.Дидактические игры: «Собери животное из фигур», «Составь узор», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи рисунок».
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.
Оригами:
1.2. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры: «Мастерская Деда Мороза», «Магазин, сюжет- идем за покупками к новогоднему столу», «Снеговик-почтовик», «Рождественское чаепитие»
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает оригами. Оригами – искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея. Дети быстро запоминают не только условные обозначения и базовые фигуры, но и целые схемы. Оригами прекрасно развивает мелкую моторику пальцев, память, внимательность, аккуратность, пространственное мышление ребенка. Это занятие замечательно сближает детей (все они готовы помочь друг другу и показать, как именно делается то или иное действие), ребята увлеченно складывают поделки и уже через 5-7 занятий могут без помощи взрослого разобраться в схемах.
I этап: (теоретический)
- изучение методической литературы, газетных и журнальных статьей, материалов из опыта работы.
- составление списка литературы.
- аннотация изученной литературы.
-разработка практического материала по теме самообразования (план,конспекты,рекомендации).
-подготовка мониторингового материала (диагностические карты,анкеты для родителей,педагогов).
2 . Речевое развитие.
2.1. Разучивание стихов, потешек.
2.2 Обогащение активного словаря: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье)
II этап: (практический) - внедрение
разработанного материала
III этап. Форма и срок отчета.
-публикация статей в периодической печати;
-проведение Дня открытых дверей для педагогов и
родителей;
-обобщение из опыта работы;
-отчет на педсоветах;
-проведение мастер-класса для педагогов;
-оформление выставок литературы,дидактического
материала.
3. Познавательное развитие.
3.1.Беседы с детьми о традициях
празднования Нового года, Рождества.
3.2.Рассматривания картин, иллюстраций.
4 . Художественно-эстетическое развитие.
4.1.Чтение художественной литературы:
— потешки: «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Ах, ты зимушка-зима…», «Купим Ване валенки…», «Наша Катя маленька…», «Как по снегу, по метели…»
— русские сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Рукавичка», «Зимовье зверей».
4.2. Разучивание песенок, закличек, танцев: «Как на тоненький ледок…» (р.н.п.), песенка-игра (колядка) «Щедровичка», закличка «Мороз, Мороз! Не морозь наш нос!».
4.3. Художественная деятельность:
-«Ах, проказник, Дед Мороз!» (изображение морозных узоров в технике пластилинография).
— «Письмо Деду Морозу» (смешанная техника – рисование, аппликация)
— «Новогодний сапожок» (аппликация)
— «Мы ждем новогодние праздники» (знакомство с традициями празднования Нового года, Рождества – коллективная работа)
— «Раз морозным вечерком…» (создание сказочных образов в лепке – «коллаж»)
— «Снегурочка танцует» — (сюжетная лепка)
IV этап. Формулирование выводов.
V этап:
- определение перспектив работы.
-участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
Литература:
Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек.
И.В.Новикова. Аппликация из природных материалов в
детсаду.
А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии.
Л. В. Куцакова Конструирование и ручной труд в д/саду.
Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :
1) Развивается творческий потенциал детей.
3) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
- «Снеговичок расстаял» (смешанная техника: поделка из бросового
и природного материала + элементы аппликации)
- «Ангелочек» (аппликация)
- «Украсим рукавичку» (аппликация)
- «Рождественские этюды» (коллективное творчество: рисование гуашью на поваренной соли способом разбрызгивания)
- «Весёлый снеговичок» (аппликация в технике квиллинг; обрезная аппликация)
- «Возле елочки» (коллективная аппликация из ладошек)
4.4. Проведение новогоднего утренника
4.5. Участие в колядовании (в гости к детям приходят дети старшего возраста и сотрудники детского сада, переодетые колядующими).
4.6. Создание сюжетной композиции по прочитанному произведению.
4.7. Сочинение авторской сказки.
Аппликация из природного материала:
Совместная деятельность детей
и родителей
1. Участие в оформление группового помещения
Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются: арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий можно легко сочетать с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)
2. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
Выставка «Рождественские колокольчики»
и фестиваль колокольного звона
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Учитывая возраст и индивидуальные способности детей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными среди названных нетрадиционных техник аппликации на данном этапе оказались:
объемная аппликация, оригами и аппликация из природного материала.
3. Участие во всероссийском конкурсе поделок из бросового материала «Елочка,живи»
4. Мастер-класс по изготовлению рождественской выпечки.
Объемная аппликация:
Объемная аппликация из бумаги – уникальный вид детского творчества, благодаря которому можно склеить объемные фигурки животных, роботов, героев мультфильмов, домики и даже буквы алфавита. В этом помогают шаблоны и схемы.
Хотя название «объемная аппликация» и звучит необычно, сделать ее несложно. Для этого достаточно распечатать готовые шаблоны или схемы, вырезать их и склеить по линиям сгиба. Шаблоны аппликации сделаны так, что, сгибая и склеивая их по обозначенным линиям, можно получить объемную игрушку.
5. Участие в праздниках, посвященных Новому году, народных праздниках.
.
6. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков, сочинение творческих сказок и т.д.)
"Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить." Н.В. Гоголь
Литература:
- « От рождения до школы » . Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2012
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
3. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Веселая ярмарка. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом « Цветной мир » , 2010.
4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.:Издательский дом « Цветной мир » , 2010.
5. Шестакова А.В. РОСТОК:учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996.
6. Энциклопедия детского фольклора: потешки, прибаутки, заклички, приговоры, игры, колыбельные песни. – М.: издательство « БЕЛЫЙ ГОРОД » , 2008
7. Библейские легенды, пересказ М.Письменного, Москва, « Детская литература » , 1991г.
8. Детская Библия (библейские рассказы в картинках), Борислав Арапович и Вера Маттелмяки, Институт перевода библии, 1992г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
Спасибо за внимание!