РАБОТА С НАЧИНАЮЩИМИ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА
«Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
общеразвивающие программы должны основываться :
- на принципе вариативности,
- обеспечивать развитие творческих способностей,
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
При реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях.
Перечень учебных предметов необходимый для учеников а также дающие возможность реализовать свой музыкальный и педагогический опыт:
- основы музыкального исполнительства (аккордеон, баян, фортепиано, гитара и др.),
- инструментальный ансамбль,
- музицирование,
- слушание музыки,
- беседы о музыке и другое.
«Основы музыкального исполнительства. Аккордеон».
«Работа с начинающими.
Донотный период».
Основные направления занятий на этом этапе:
- пение; слуховой анализ;
- слушание музыки;
- ритмическое воспитание;
- гимнастика;
- игра на музыкальных инструментах;
- музыкальная грамота;
- игра на аккордеоне.
Пение
- развивает слух,
- помогает раскрепостить ученика,
- научить правильно брать дыхание (между фразами),
- ясно артикулировать.
Разучивая новые песенки, ученик накапливает «музыкальный багаж» для игры на ксилофоне (металлофоне), а затем и на аккордеоне.
Музыкальный материал, с которым можно доступно, образно и результативно вести работу по всем направлениям.
Это народные песни:
- «Василек»,
- «Во поле береза стояла»,
- «Сорока, сорока»,
- «Как пошли наши подружки»,
- «Ходит зайка по саду» [3].
- Детские песни:
- «Топ-топ» (М.Красев),
- «Колыбельная» (Е.Тиличеева),
- «Цыплята» (А.Филиппенко),
- «Едет воз» (А.Березняк) [3].
Разучивая песни, мы учимся их анализировать, развивая звуковысотные представления.
Для этого:
- поем мелодию и определяем ее движение: вверх, вниз, плавно, скачками, на одном звуке.
- показываем движения мелодии рукой (участвуют слуховая, зрительная и двигательная память).
- При этом следим за мягкостью, плавностью движений и их соответствием характеру песни.
- анализируем части произведения, количество фраз, их сходство и различие.
Слушание музыки
В процессе прослушивания определяем средства, которыми
- Музыка рисует (регистр, темп, динамика, штрихи),
- характер музыки (яркая, праздничная, спокойная, ласковая и т.д., мажор и минор),
- количество частей (их сходство и различие).
Один из лучших примеров - «Тень-тень» (муз. В. Калинникова), который приведен в сборнике Н. Кончаловской [2].
Ритмическое воспитание
Незаменимый помощник – музыкальное движение, ритмика.
Есть множество способов работы с ритмом.
Занимаясь ритмом, мы работаем с:
- ритмослогами, ритмическими формулами,
- пропевая песенки «шагаем» четвертями, «пульсируем» четвертями и восьмыми,
- играем на ксилофоне аккомпанемент к знакомым песням (используем ритмические формулы), выкладываем песни ритмокарточками.
«Гимнастика и упражнения
для пальцев»
Работу необходимо вести над ощущением всех частей руки, свободой тела и независимостью пальцев.
Гимнастика
- Упражнение для кистей рук «Дует ветер».
- Упражнение «Шалтай-Болтай».
Упражнения для пальцев :
- Упражнение «Приказы пальцам».
- Упражнение «Пальцы здороваются».
Упражнения для запястья:
- Упражнение «Мост».
- Упражнение «Дуга».
Игра на аккордеоне
Все разучиваемые песни
(«Ходит зайка по саду», «Два кота», «Жил-был чудак», «Паровоз» )
Так, например, «Василек» играем от «фа» и «до» на ксилофоне,
на фортепиано подбираем от «соль» и «ре».
Такие песни, как «Колыбельная»
и «Во поле береза стояла» играем на металлофоне.
Устройство аккордеона:
1 - язычок;
2 - проемный клапан;
3 - голосовая планка;
4 - входная камера аккордов;
5 - входная камера басов;
6 - входные камеры мелодии;
7 - мех;
8 - левый полукорпус;
9 - правый полукорпус;
10 - гриф;
11 - клавиши мелодии;
12 - сетка;
13 - кнопки клавиатуры аккомпанемента;
14 - переключатели регистров мелодии и аккомпанемента
Аккордеон
Мех
Правая
клавиатура
Левая клавиатура
Регистры
Использование множества регистров , позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий.
Меньший размер клавиш по сравнению с фортепиано даёт возможность исполнять большие интервалы.
Фортепианная клавиатура несколько ограничивает возможность игры правой рукой. Шире возможности исполнителя при игре на кнопочном аккордеоне.
Разжим меха - должен быть плавным, равномерным, без резких толчков.
Сжим меха - должен быть равномерным и медленным. Мех сжимается до конца.
Для записи басовых
звуков существует
басовый ключ .
басовая клавиатура
Как играть на аккордеоне?
Правая рука должна быть освобождена от напряжения. Предплечье отделено от корпуса тела, а локоть не отводится
вперед или назад.
Кисть совсем расслабленная, свободная.
При игре на аккордеоне
сидя или стоя, корпус исполнителя
должен быть выпрямлен.
Аккордеоны закрепляются при помощи ремней так, чтобы нижняя часть клавиатуры правой стороны упиралась в колени, а задняя сторона плотно прилегала к грудной клетке.
Презентацию выполнила
преподаватель:
Миронова Ксения Владимировна
Спасибо за внимание!