Решение различных задач по комбинаторике и теории вероятности
Справочный материал
Вероятностью события А называется отношение
числа благоприятных для него исходов испытания к
числу всех равновозможных исходов.
где m - число исходов, благоприятствующих
осуществлению события,
а n - число всех возможных исходов.
Некоторые формулы
- Вероятность достоверного события равна единице.
- Вероятность невозможного события равна нулю.
- Сумма вероятностей противоположных событий равна 1.
- Формула сложения вероятностей совместных событий:
P(A U B) =P(A) + P(B) – P(A∩B)
5 . Вероятность появления одного из двух несовместных
событий равна сумме вероятностей этих событий.
P(A U B) =P(A) + P(B)
6. Вероятность произведения независимых событий А и В
(наступают одновременно)вычисляется по формуле:
P(A∩B) = P(A) ∙ P(B) .
7. Формула умножения вероятностей:
P(A∩B) = P(A) ∙ P(B/A) ,
где P(B/A) – условная вероятность события В,
при условии, что событие А наступило .
8. Формула Бернулли – формула вероятности k успехов в
серии из n испытаний
где – число сочетаний,
р – вероятность успеха,
q = 1 – р – вероятность неудачи.
При подбрасывании симметричной монеты, когда р = q = ½ , формула Бернулли принимает вид:
Например, вероятность выпадения орла дважды в трех испытаниях:
Методы решения задач
- С помощью классической формулы вероятности:
1.Папа, мама, сын и дочка бросили жребий – кому мыть
посуду. Найдите вероятность того, что посуду будет
мыть мама.
Решение
n = 4 – число всех элементарных исходов;
m = 1 – число благоприятных исходов
(жребий выпал на маму).
Ответ: 0,25
2. Женя, Лена, Маша, Аня и Коля бросили жребий – кому идти в магазин. Найдите вероятность того, что в магазин надо будет идти Ане.
Решение
n = 5 – число всех возможных исходов;
m = 1 – число благоприятных исходов
(в магазин идти Ане).
Ответ: 0,2
3. Фабрика выпускает сумки. В среднем на 100 качественных сумок приходится 8 сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.
Решение
n = 100 + 8 = 108 – число всех возможных исходов (всего сумок);
m = 1 00 – число благоприятных исходов (качественная сумка).
Ответ: 0,93
4. В среднем из 1000 садовых насосов, поступивших в продажу, 9 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.
Решение
n = 1000 – число всех возможных исходов
(всего насосов);
m = 1 000 – 9 = 991 – число благоприятных
исходов (насос не подтекает).
Ответ: 0,991
5. В сборнике билетов по биологии всего 55 билетов, в 11 из них встречается вопрос по ботанике. Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику достанется вопрос по ботанике.
Решение
n = 55 – число всех возможных
исходов;
m = 1 1 – число благоприятных
исходов (вопрос по ботанике).
Ответ: 0,2
6. На семинар приехали трое ученых из Норвегии, четверо из России и трое из Испании. Порядок докладов определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что восьмым окажется доклад ученого из России.
Решение
n = 3+4+3=10 – число всех возможных исходов,
(число всех претендентов на это,
в данном случае восьмое, место);
m = 4 – число благоприятных исходов
(число претендентов из России).
Ответ: 0,4
7. В чемпионате по гимнастике участвуют 20 спортсменок: 8 из России, 7 из США, остальные — из Китая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Китая.
Решение
n = 20 – число всех возможных
исходов,(число всех претендентов на
это место, причем это может
быть1, 2, …, 8, последнее место);
m = 20 – (8+7)=5 – число благоприятных
исходов (число претендентов из Китая)
Ответ: 0,25
8. Конкурс исполнителей проводится в 5 дней. Всего заявлено 80 выступлений – по одному от каждой страны. В первый
день 8 выступлений, остальные распределены поровну между оставшимися днями. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится в третий день конкурса?
Решение
n = 80 – число всех возможных исходов
(всех возможных порядковых номеров
выступления представителя России);
m = (80-8): 4 = 18 – число благоприятных
исходов (порядковых номеров, приходящихся
на второй, третий , четвертый и пятый дни).
Ответ: 0,225
9. В чемпионате мира участвуют 20 команд. С помощью жребия их нужно разделить на четыре группы по пять команд в каждой. В ящике вперемешку лежат карточки с номерами групп: 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 . Капитаны команд тянут по карточке. Какова вероятность того, что команда Великобритании окажется во второй группе?
Решение
n = 20 – число всех возможных
исходов (всего карточек);
m = 5 – число благоприятных исходов
(число карточек с номером 2).
Ответ: 0 ,25
10. Перед началом первого тура чемпионата по
Бадминтону участников разбивают на игровые пары
случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате
участвует 26 бадминтонистов, среди которых 10
участников из России, в том числе Руслан Орлов. Найдите
вероятность того, что в первом туре Руслан Орлов будет
играть с каким-либо бадминтонистом из России?
Решение
n = 26 – 1 = 25 – число всех возможных исходов
(число соперников);
m = 10 – 1 = 9 – число благоприятных исходов
(число соперников-россиян);
Сам с собой он играть не будет!
Ответ: 0,36
11. Перед началом первого тура чемпионата по шахматам
участников разбивают на игровые пары случайным образом с
помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 76
шахматистов, среди которых 4 участника из России, в том
числе Александр Ефимов. Найдите вероятность того, что в
первом туре Александр Ефимов будет играть с каким-либо
шахматистом из России
Решение
n = 76 – 1 = 75 – число всех возможных исходов
(число соперников),
m = 4 – 1 = 3 – число благоприятных исходов
(число соперников-россиян)
Ответ: 0,04
12. Перед началом первого тура чемпионата по теннису участников разбивают на игровые пары случайным образом
с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 46 теннисистов, среди которых 19 участников из России, в
том числе Ярослав Исаков. Найдите вероятность того,
что в первом туре Ярослав Исаков будет играть с каким-либо теннисистом из России?
Решение
n = 46 – 1 = 45 – число всех возможных исходов
(равно числу соперников)
m = 19 – 1 = 18 – число благоприятных исходов
(при которых соперником будет россиянин)
Ответ: 0,4
2 . Метод перебора комбинаций
Задачи с монетами ( и игральной костью) при небольшом
количестве подбрасываний удобно решать методом перебора
комбинаций.
– выписываем все возможные комбинации орлов и решек.
Например, ОО,ОР,РО, РР. Число таких комбинаций – n;
– среди полученных комбинаций выделяем те, которые
требуются по условию задачи (благоприятные исходы), – m ;
– вероятность находим по формуле:
13. Бросают игральную кость. Найдите вероятность
того, что выпадет число, меньшее 4 очков.
Решение
n = 6 – число всех возможных исходов (выпадение чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6);
m = 3 – число благоприятных исходов (выпадение чисел 1, 2, 3).
Ответ: 0,5
14. Игральную кость (кубик) бросили один раз. Какова
вероятность того, что выпало нечетное число очков?
Решение
n = 6 – число всех возможных исходов
(выпадение чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6),
m = 3 – число благоприятных исходов (выпадение чисел 1, 3, 5)
Ответ: 0,5
15. В случайном эксперименте бросают две игральные
кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8
очков. Результат округлите до сотых.
Решение
I способ
n = 6*6 = 36 – число всех возможных исходов
(выпадение чисел на двух кубиках:
{ 1,1 } {1 ,2 } {1 ,3 } {1 ,4 } {1 ,5 } {1 ,6 }
{2 ,1 } {2 ,2 } {2 ,3 } {2 ,4 } {2 ,5 } {2 ,6 }
…
{6 ,1 } {6 ,2 } {6 ,3 } {6 ,4 } {6 ,5 } {6 ,6 }) ;
m = 5 – число благоприятных исходов (выпадение чисел {2 , 6} {3 , 5} {4 , 4} {5 , 3} {6 , 2}) .
II способ (табличный)
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
2+6
6+2
4+4
5+3
3+5
m = 5 – число благоприятных
исходов.
Ответ: 0,14
16.Лена дважды бросает игральный кубик. В сумме у нее
выпало 11 очков. Найдите вероятность того, что при
втором броске выпало 6 очков.
Решение
При бросании кубика 11 очков можно получить двумя
способами 5+6 или 6+5 .
n = 2 – число всех возможных исходов, {5 ,6 } {6 ,5 } ;
m = 1 – число благоприятных исходов, {5 ,6 } .
Ответ: 0,5
17. Женя дважды бросает игральный кубик. В сумме у нее
выпало 5 очков. Найдите вероятность того, что при
втором броске выпало 2 очка.
Решение
При бросании кубика 5 очков можно получить четырьмя способами.
n = 4 – число всех возможных исходов
{ 1,4 } { 2,3 } { 3,2 } { 4,1 } ;
m = 1 – число благоприятных исходов, { 3,2 } .
Ответ: 0,25
18. Наташа и Вика играют в кости. Они бросают кость по одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил больше очков. Если очков выпало поровну, то наступает ничья. В сумме выпало 9 очков. Найдите вероятность того, что Наташа проиграла.
Решение
При бросании кубика 9 очков можно получить четырьмя способами: 3+6 , 4+5, 5+4, 6+3;
n = 4 – число всех возможных исходов, { 3,6 } { 4,5 } {5 ,4 } {6 ,3 } ;
m = 2 – число исходов, при которых у Наташи (на первом
кубике) выпало меньше очков, чем у Вики.
Ответ: 0,5
19. Тоша и Гоша играют в кости. Они бросают кубик по
одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил больше очков.
Если очков выпало поровну, то наступает ничья. Первым
бросил Тоша, у него выпало 3 очка. Найдите вероятность
того, что Гоша не выиграет.
Решение
При условии, что у Тоши выпало 3 очка, возможны
исходы: { 3,1 } { 3,2 } { 3,3 } { 3,4 } { 3,5 } { 3,6 } ;
n = 6 – число всех возможных исходов;
m = 3 – число исходов, при которых Гоша не выиграет, т.е.
наберет 1, 2 или 3 очка.
Ответ: 0,5
20. В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно один раз.
Решение
I способ (метод перебора комбинаций)
Монету бросают 2 раза.
Обозначения: О – выпадение орла, Р – выпадение
решки, { О Р } - выпадение орла в первом броске,
решки – во втором.
{ О О }
{ О Р }
{ Р О }
{ Р Р }
n = 4 – число всех возможных исходов:
m = 2 – число благоприятных исходов
(выпадение орла ровно один раз)
II способ
(дерево возможных вариантов)
Р
О
n = 2
m = 4
Р
Р
О
О
III способ
Р(С) = Р(А U В) = Р(А) + Р(В) ,
где событие С – орел выпал в двух испытаниях ровно 1 раз;
событие А – орел выпал в первом испытании и не выпал во
втором; событие В – орел выпал во втором испытании и не
выпал в первом;
р = ½ – вероятность выпадения орла в одном испытании,
q =1 – ½ = ½ – вероятность не выпадения орла (выпадения
решки).
IV способ
По формуле Бернулли
вероятность одного успеха (к=1)
в двух испытаниях ( n =2), если
р = ½ – вероятность выпадения орла в одном испытании,
q =1 – ½ = ½ – вероятность не выпадения орла (выпадения
решки).
Или по второй формуле:
Ответ: 0,5
21.Перед началом матча по футболу судья бросает монету,
чтобы определить, какая из команд будет первой владеть
мячом. Команда «Меркурий» играет по очереди с командами
«Марс», «Юпитер», «Уран». Найти вероятность того, что
во всех матчах право владеть мячом получит команда
«Меркурий».
Решение
I способ (перебора комбинаций)
Монету бросают 3 раза.
Для команды «Меркурий»
возможные исходы в трех бросках →
{ О О О }
{ Р О О }
{ О Р О }
{ О О Р }
{ Р Р О }
{ Р О Р }
{ О Р Р }
{ Р Р Р }
n = 8 – число всех возможных исходов;
m = 1 – число благоприятных
исходов (выпадение орла в трех
бросках).
II способ
По формуле Бернулли вероятность трех успехов (к = 3)
в трех испытаниях ( n = 3):
III способ
Применим правило умножения вероятностей независимых событий.
Вероятность выпадения орла в каждом случае равна ½ . Значит, вероятность того, что орел выпадет все три раза, равна:
Ответ: 0,125
22.Перед началом матча по футболу судья бросает монету,
чтобы определить, какая из команд будет первой владеть
мячом. Команда «Байкал» играет по очереди с командами
«Амур», «Енисей», «Иртыш». Найти вероятность того, что
команда «Байкал» будет первой владеть мячом только в игре с «Амуром».
{ О О О }
{ Р О О }
{ О Р О }
{ О О Р }
{ Р Р О }
{ Р О Р }
{ О Р Р }
{ Р Р Р }
Решение
Монету бросают 3 раза.
Для команды «Байкал»
возможные исходы в трех бросках →
n = 8 – число всех возможных исходов;
m = 1 – число благоприятных исходов
(выпадение орла в первой игре).
Ответ: 0,125
23. У Пети в кармане лежат шесть монет: четыре монеты по рублю и две монеты по два рубля. Петя, не глядя, переложил какие-то три монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что теперь две двухрублевые монеты лежат в одном кармане.
Решение
I способ (метод перебора вариантов):
{ 234 }
{ 235 }
{ 236 }
{ 245 }
{ 246 }
{ 256 }
{ 345 }
{ 346 }
{ 356 }
{ 456 }
{ 123 }
{ 124 }
{ 125 }
{ 126 }
{ 134 }
{ 135 }
{ 136 }
{ 145 }
{ 146 }
{ 156 }
Пронумеруем монеты: рублевые – 1, 2, 3, 4;
двухрублевые – 5, 6.
n = 20 – число всех исходов
Взять три монеты можно так:
( числа в порядке возрастания,
чтобы не пропустить комбинацию) →
m = 8 – число благоприятных исходов
(комбинации, в которых монеты 5 и 6
(двухрублевые) не взяты или взяты обе)
II способ (комбинаторный):
Р(С) = Р(А) + Р(В) , где событие С – двухрублевые монеты лежат в одном кармане;
событие А – двухрублевые монеты остались в кармане, а переложил рублевые;
событие В – переложил обе двухрублевые монеты и одну рублевую;
события А и В несовместные.
III способ (непосредственного вычисления вероятности):
Монеты окажутся в одном кармане, если переложены три
рублевые или две рублевые и одна двухрублевая монета.
Переложить их последовательно можно четырьмя
способами ( обозначения: рублевая – 1, двухрублевая – 2) :
1 1 1
1 2 2
2 2 1
2 1 2
Ответ: 0,4
24.У Пети в кармане лежат шесть монет: четыре монеты по рублю и две монеты по два рубля. Петя, не глядя, переложил какие-то три монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что теперь две двухрублевые монеты лежат в разных карманах.
Решение
{ 234 }
{ 235 }
{ 236 }
{ 245 }
{ 246 }
{ 256 }
{ 345 }
{ 346 }
{ 356 }
{ 456 }
{ 123 }
{ 124 }
{ 125 }
{ 126 }
{ 134 }
{ 135 }
{ 136 }
{ 145 }
{ 146 }
{ 156 }
I способ (метод перебора вариантов):
Пронумеруем монеты: рублевые – 1, 2, 3, 4;
двухрублевые – 5, 6.
n = 20 – число всех исходов
Взять три монеты можно так:
( числа в порядке возрастания,
чтобы не пропустить комбинацию) →
m = 12 – число благоприятных исходов
(комбинации, в которых монеты 5 и 6
(двухрублевые) взяты по одной)
II способ (комбинаторный)
Событие А - переложили две рублевые монеты и одну
двухрублевую.
III способ
Монеты окажутся в разных карманах, если переложены
две рублевые и одна двухрублевая монета.
Переложить их последовательно можно тремя способами:,
1 1 2
1 2 1
2 1 1
Ответ: 0,6
25. Найти вероятность того, что произведение трех последних цифр случайно выбранного телефонного номера четно .
Решение
I способ
II способ
m = (5 ∙ 5 ∙ 5)∙ 3 + (5 ∙ 5 ∙ 5)∙ 3 + ( 5 ∙ 5 ∙ 5 ) = 875
(5 ∙ 5 ∙ 5)∙ 3 – количество исходов, когда одна цифра четная, а
две другие нечетные (для каждой цифры исходов – 5,
вариантов расположения – 3).
(5 ∙ 5 ∙ 5)∙ 3 – количество исходов, когда две цифры четные, а
одна – нечетная,
5 ∙ 5 ∙ 5 – количество исходов, когда все три цифры – четные.
n = 10 ∙ 10 ∙ 10 = 1000 – количество всех исходов ( для каждой
цифры – 10)
III способ
IV способ
Выбор четной или нечетной цифры можно сравнить
с выпадением орла или решки при подбрасывании монеты
несколько раз с такой же вероятностью. Тогда выбор трех
нечетных цифр аналогичен выпадению трех решек в трех
испытаниях
Ответ: 0,875
Комбинаторный метод решения можно применять
при подсчете количества исходов с помощью формул
комбинаторики.
26.Биатлонист пять раз стреляет по мишеням.
Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,7. Найдите вероятность того, что биатлонист первые четыре раза попал в мишени, а последний раз промахнулся. Результат округлите до сотых.
Решение
Вероятность попадания в мишень равна 0,7;
вероятность промаха равна 1 – 0,7 = 0,3.
Т. к. результаты выстрелов – независимые события, вероятность того, что биатлонист четыре раза попал в мишень, а один раз промахнулся, равна:
Р= 0,7 ∙ 0,7 ∙ 0,7 ∙ 0,7 ∙ 0,3 ≈ 0,07
Ответ: 0,07
27. В магазине стоят три платежных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,1. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен.
Решение
Тогда Р(А)= 1 - 0,001 = 0,999
Ответ: 0,999
29. В интернет-магазине три телефонных оператора. В случайный момент оператор занят разговором с клиентом с вероятностью 0,7 независимо от других. Клиент звонит в магазин. Найдите вероятность того, что в этот момент хотя бы один оператор не занят.
Решение
I способ
Событие А – не занят хотя бы один оператор,
т.е. не занят один, два или все три оператора.
Р(А) = (0,3 ∙ 0,7 ∙ 0,7) ∙ 3 + (0,3 ∙ 0,3 ∙ 0,7) ∙ 3 +
+ 0,3 ∙ 0,3 ∙ 0,3 = 0,657
II способ
Ответ: 0,657
29.В классе 21 ученик, среди них 2 друга – Тоша и Гоша. На уроке физкультуры класс случайным образом разбивают на 3 равные группы . Найдите вероятность того, что Тоша и Гоша попали в одну группу.
Решение
Ответ: 0,3
30. В классе 28 учащихся, среди них Наташа и Владик - брат и сестра. Для проведения медосмотра класс случайным образом разбивают на 2 равные группы. Найти вероятность того, что Владик и Наташа попали в разные группы.
Решение
31. В группе иностранных туристов 51 человек. Среди них два испанца. Для посещения музея группу делят на две подгруппы – 25 и 26 человек – случайным образом. Найти вероятность того, что оба испанца окажутся в одной подгруппе.
Решение