До безумной гордости волнует не
только обилие талантов, рожденных Россией в
XIX веке, но и поражающее разнообразие их.
М.Горький
Начало 19 века
Мировое
РОМАНТИЧЕСКОЕ
движение
Проблема культурного самоопределения России
Проблема развития русской культуры и русской общественности
Романтизм
Французская
буржуазная революция
1789 года
=
внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой.
Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя , который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.
Отталкивание от мира реального порождает в произведениях романтиков качественно нового героя
- противопоставлен и враждебен обществу, «толпе»
Главный мотив романтизма –
мотив бегства
ТОЛПА
Характерная черта романтизма – преклонение перед искусством и обожествление личности поэта и художника.
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В.А.Жуковского.
В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
Философская лирика Ф.И.Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Ранняя поэзия А.С.Пушкина
также развивалась в рамках романтизма.
Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М.Ю.Лермонтова, «русского Байрона».
В 30-40-е годы 19 века сначала в русской, а затем и в западноевропейской литературе происходит становление самого плодотворного и популярного литературного направления в мировой литературе – критического реализма .
Могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью .
Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни – это ее особенность и характерная черта.
Одним из открытий писателей-реалистов (Гончаров, Некрасов, Тургенев, Достоевский) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой. Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина (цикл рассказов «Записки охотника" И. С. Тургенева).
Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.
60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев (1818-1883)
и Достоевский (1821-1881).
Н.А.Некрасова Более всего занимала тема народа, его исканий и надежд.
Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н. Толстого (1828–1910 ). Писателя всегда волновали судьба народа и Родины.
А.П.Чехов – непревзойденный мастер сатирического рассказа., обличитель страшной правды русской жизни.
Романтизм
1. Черты литературного направления
Реализм
- Романтический герой – герой-мечтатель, герой-созерцатель, живущий в ирреальном мире.
Герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе «за угнетённую свободу человека».
1. Герой реализма – типический характер.
2. Изображаются исключительные обстоятельства
2. Изображаются типические обстоятельства. Жизнь как исторический процесс.
3. Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма
4. Сюжет не фиксирован
3. Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма
4. Сюжет фиксирован
5. Отказ от обыденного
5. Приятие обыденного
6. Стремление к фантастическому, нереальному, экзотическому. Поэзия символов.
2. Представители
6. Стремление к «правде жизни».
7. Субъективное восприятие и изображение действительности
7. Объективное изображение действительности
Дж. Байрон, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов,А.С. Пушкин
А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь
Определите направление произведения. Докажите вашу мысль.
Карточка №1
Желание
Романс
Озарися, дол туманный;
Расступися, мрак густой;
Где найду исход желанный?
Где воскресну я душой?
Испещрённые цветами,
Красны холмы вижу нам…
Ах! зачем я не с крылами?
Полетел бы я к холмам.
Там поют согласны лиры;
Там обитель тишины;
Мчат ко мне оттоль зефиры
Благовония весны;
Там блестят плоды златые
На сенистых деревах;
Там не слышны вихри злые
На пригорках, на лугах.
О предел очарованья!
Как прелестна там весна!
Как от юных роз дыханья
Там душа оживлена!
Полечу туда… напрасно!
Нет путей к сим берегам;
Предо мной поток ужасной
Грозно мчится по скалам.
Лодку вижу… где ж вожатый?
Едем!.. будь, что суждено…
Паруса её крылаты,
И весло оживлено.
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь укажет
В сей волшебный край чудес.
В.А. Жуковский
Карточка №2
***
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья,
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенья века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетённую свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги.
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.
К.Ф. Рылеев
Карточка №3
Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут – колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием.
А.С. Пушкин
«Станционный смотритель»
- Знать материал лекции
- Найти материал о западниках и славянофилах в русской критике. Написать сообщение или составить презентацию.
- Опережающее задание:
Подготовить презентации по темам:
1) «Могучая кучка»
2) Художники-передвижники
3) Малый театр