КОММУНИКАТИВНЫЕ ОПОРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ
Пец Т.Д., учитель коми языка (как неродного)
МОУ «Гимназия №1» г. Печора
Цель обучения коми языку
Формирование коммуникативной компетенции
Непосредственное общение
(говорение, понимание на слух)
Опосредованное общение
(чтение текстов на коми языке, письмо)
Говорение
- Монологическая речь
- Монологическая речь
- Монологическая речь
- Монолог-описание
- Монолог-сообщение
- Монолог-повествование
- Характеристика
- Доклад
- Диалог-расспрос (интервью)
- Диалог-обмен сообщениями, мнениями
- Побудительный диалог (просьба, совет)
- Ритуализированный диалог (приветствие, извинение, поздравление, пожелание)
- Диалог-рассуждение
Коммуникативные опоры
- Функционально-смысловые таблицы
- Лексико-грамматические таблицы
- Функциональные схемы диалога
Функциональные схемы диалога
Пример: один ученик обращается к другому за помощью, тот готов ему помочь
Просьба
У точнение
К онкретизация
С огласие
Р еакция
Б лагодарность
Изобразительные коммуникативные опоры
при обучении говорению
КРОССЕНС
Изобразительные коммуникативные опоры
при обучении говорению
ПЛАКАТЫ
МЕНАМ ЛУН
МОЙ ДЕНЬ
Асывнас ме…
Луннас ме…
Рытнас ме…
«ПЛАКАТ В ПИСЬМЕ»
СОЗДАНИЕ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИЛА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ УЧАЩИМИСЯ 5 КЛАССОВ
Кому и зачем 5-классник может написать письмо на коми языке? Тем, кто может его прочесть. Тем, кто может на него ответить. Тем, кому оно может быть полезно)))
Учащийся «в плюсе», он учится :
- сокращать/расширять устную и письменную информацию,
- создавать продукт по аналогии,
- заполнять схемы/таблицы,
- искать информацию из разных источников на коми языке (словари, интернет-ресурсы, учебник, др.),
- выполнять мини-проекты, взаимодействовать в паре/группе.
Учитель «в плюсе»:
- учащиеся 2-3 классов и пятиклассники пишут письма (в соответствие с РУПП),
- чувствуют взаимную поддержку,
- создают/правят наглядный материал на коми языке для кабинетов начальной школы, который может б ыть использован в играх, для развития логического мышления.
«Плакат в письме» по теме «Моя комната» представляет собой лист формата А4, складывающийся втрое.
Внутренняя сторона письма – заготовка плаката.
На лицевой стороне размещены
- лексическое упражнение (текст письма о комнате из неоконченных предложений),
- опорные слова по теме, включающие послелоги и наречия места, глаголы и прилагательные,
- строки адресанта, адресата и адресная строка
Внутренняя сторона «письма»
Чолӧм, ёрт!
Тайӧ вежӧс модель. Вежӧсын югыд, _________ да ___________.
Вежӧсын эм ___________________________________________.
Пызан вылын _____________, ____________.
Пызан дорын _______________.
Крӧвать вылын куйлӧны _______________ да _______________.
Стен вылын ӧшалӧ ______________________________________.
Ö дзӧскӧд орччӧн _____________________________________.
Джадж вылын __________________________________________.
_________ да __________ костын _____________________.
Вежӧс шӧрын _______________________________.
Тайӧ мича вежӧс, тэ сӧглас? Кутшӧм тэнад вежӧс?
Виччыся воча кыв)))
_________________________________
Лицевая сторона «письма» с лексическим упражнением
Послелоги и наречия места:
Вылын – на
Дорын – около, возле
Улын – под
Орччӧн – рядом
Шӧрын – в середине
Костын – между
Шуйгавылын – слева
Веськыдвылын – справа
Глаголы:
ӧшалӧ, ӧшалӧны – висит, висят
куйлӧ, куйлӧны – лежит, лежат
сулалӧ, сулалӧны – стоит, стоят
Прилагательные:
мича – красивый,
сӧстӧм – чистый
югыд – светлый,
ичӧт – маленький
небыд - мягкий
Лицевая сторона «письма» с опорными словами
Лицевая сторона «письма» с адресной строкой
Кодсянь / От кого :
______________________________________________
(ов) (ним)
Кодлы / Кому :
______________________________________________
(ов) (ним)
Олан i нпас / Адрес :
Коми республика
________________ кар
______________улича
___________________
___________________
АТТЬ Ö КЫВЗ Ö МЫСЬ!
Татьяна Пец , МОУ «Гимназия №1» г. Печора.
E-mail : [email protected]