Тема урока «Внутреннее строение птиц»
источник шаблона:
Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна
учитель биологии и ИЗО
МБОУ Верхнесоленовская СОШ
Веселовского района
Ростовской области
сайта «http://pedsovet.su/»
Наверное, полет птиц вызывает у каждого человека восхищение и желание самому подняться в воздух. Способностью летать обладают и насекомые, но полет птиц более совершенен. Недаром говорят, что птицы рождены для полета.
Таблица 1. Расстояния, преодолеваемые при перелетах.
Птица
Перелет с возвращением
Аист
10 000
Гагара короткохвостая
17 500
Дрозд певчий
Журавль
2600
6500
Кукушка
9500
Скворец
1400
Таблица 2. Максимальная скорость полета
Птица
Скорость полета, км/час
Аист
45
Альбатрос
70
Воробей домовой
45
Голубь почтовый
80
Гусь серый
91
Кряква
104
Стриж черный
180
Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом
Системы органов
Пищеварительная
Особенности строения, связанные с полетом
Выделительная
Дыхательная
Кровеносная
Нервная
Пищеварительная система
Пищеварительная система
Пищеварительная система
Система органов выделения
1- почка
2- мочеточник
3 – клоака
Птицы
Частота сокращений сердца в минуту
Аист
270
Воробей домовой
745 – 850
Ворон
300 – 352
Голубь
150 – 250
Стриж черный
700
Лягушка
50
1-передний мозг 2-средний мозг 3-мозжечок 4-промежуточный мозг
Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом
Системы органов
Особенности строения, связанные с полетом
Пищеварительная
Выделительная
Отсутствие зубов, появление зоба, наличие железистого и мускульного желудка, короткий кишечник
Крупные почки, отсутствие мочевого пузыря
Дыхательная
Кровеносная
Наличие воздушных мешков, двойное дыхание
Появление четырехкамерного сердца, разделение крови на артериальную и венозную, поддержание высокого уровня обмена веществ
Нервная
Хорошо развиты полушария головного мозга и мозжечок. Развиты зрение и слух, более совершенна аккомодация хрусталика
Тест
1.Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюсти и зубов:
а) зоб; б) железистый отдел желудка;
в) мускульный отдел желудка; г) тонкий кишечник.
2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:
а) передние воздушные мешки; б) легкие;
в) задние воздушные мешки; г) трахея.
3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы:
а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
4. С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц:
а) с необходимостью облегчения тела;
б) с интенсивным обменом веществ;
в) с особенностями продуктов выделения.
5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся:
а) передний мозг; б) средний мозг;
в) промежуточный мозг; г) мозжечок; д) продолговатый мозг
6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:
а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.
7. Выберите все признаки, характерные для птиц:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
а) высокоразвитая нервная система с брюшной нервной цепочкой
б) сердце четырёхкамерное
в) передние конечности превратились в крылья
г) отсутствие мочевого пузыря
д) трахейное дыхание
8. Укажите правильный путь поступления воздуха в лёгкие:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
а) ноздри → гортань → зоб → трахея → бронхи → лёгкие
б) ноздри → трахея → бронхи → гортань → лёгкие
в) ноздри → гортань → трахея → бронхи → лёгкие
Ответы
1- в
2- б
3 – а
4 – а
5 – а,г
6 – а,б
7 – б,в,г
8 - в
V. Рефлексия.
Я не знал…
- Теперь я знаю
- Задание на дом §45, вопросы .
Раб.тетрадь. Выбрать не менее одного задания по интересу.