ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПО ВОПРОСУ
«Формирование УУД в рамках внедрения ФГОС НОО»
Автор Яценко Инна Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Новоивановская средняя школа»
Алгоритм формирования УУД
Позитивный опыт
применения
Универсализация на основе переноса
Предметные действия
1. Формирование знаний на содержании предметов.
2. Формирование ценностных отношений к знаниям.
3. Формирование действий по применению знаний.
4. Универсализация предметных действий на основе их переноса на содержание других предметов.
5. Формирование опыта применения УУД в учебной, проектной и практической деятельности.
Ценностные отношения
Предметные знания
Вариативные подходы к формированию УУД
УУД
Предметный
Интегрированный
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Учебный план начального образования
Направления внеурочной деятельности
Духовно-
Технология
Математика
нравственное
Общеинтеллектуальное
Иностранный язык
Русский язык
Общекультурное
Литературное
чтение
Спортивно-
оздоровительное
Музыка
Социальное
Окружающий
мир
ИЗО
Физкультура
ОРКСЭ
Вариативные средства формированию УУД
В компонентах УМК заложены средства формирования УУД
УМК
УУД
Сборники типовых задач по формированию УУД, не связанные с конкретным УМК
Учебный проект
Типовые задачи
Методические разработки учебных проектов, направленных на формирование УУД
Формирование универсальных учебных действий
Формирование универсальных учебных действий (УУД)– одно из ключевых требований реализации ФГОС.
«Как проектировать универсальные учебные действия»( под ред. А.Г.Асмолова) – дается определение УУД, описаны их виды и даны модели заданий для формирования личностных, предметных, метапредметных и регулятивных универсальных учебных действий.
«Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий» (Р.Ш.Мошнина и др.). В пособиях представлены типовые задачи на материале предметов, изучаемых в начальной школе. Задача пособий – показать на материале предмета, как можно встраивать формирование УУД в учебный процесс без ущерба для изучения содержания предмета.
Все задачи расположены по нарастанию сложности. Система условных обозначений показывает, на формирование каких УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных) направлено конкретное задание. В методических рекомендациях, приведенных в конце каждого пособия, подробно описана методика работы учителя по формированию УУД.
Содержание типовых задач соотносится с темами изучаемого курса.
Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова.
В пособии описываются основные виды универсальных учебных действий и пути их формирования с учетом возрастных особенностей учащихся 5-9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных действий.
Портрет выпускника
дошкольник - начальная школа
- познавательные интересы, учебная мотивация
открытость к сотрудничеству
- умеющий слушать и слышать партнера,
уважать иную точку зрения (децентрация)
доброжелательный и отзывчивый
- первичные навыки оценочной самостоятельности (рефлексия)
- положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
- готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой
достоинства
- навыки здорового образа жизни
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
КЛАССА КАК УЧЕБНОЙ ОБЩНОСТИ, “КОМАНДЫ”
Реализация деятельностной
парадигмы развития личности
хочу учиться
могу учиться
владею необходимыми
понятийными средствами
и инструментами познания
Реализация деятельностной
парадигмы развития личности
Хочу учиться
Хочу (и знаю, зачем мне это
нужно): найти ответ на вопрос, узнать,
понять, разобраться, лучше что-то делать,
добиться определенного результата…
Реализация деятельностной
парадигмы развития личности
Могу учиться
- понимаю, что я делаю и зачем ; на какой вопрос
ищу ответ или какой хочу получить результат;
- могу организовать и проконтролировать свою
работу, при необходимости – найти ошибку и
исправить её, могу представить результаты
своей работы;
- знаю, как надо действовать и рассуждать; а если
не понимаю, не знаю или сомневаюсь – знаю,
где посмотреть или как и кому задать вопрос ;
Реализация деятельностной
парадигмы развития личности
Владею необходимыми понятийными и
инструментальными средствами
- знаю и могу пояснить значение терминов, понятий;
знаю правила , понимаю и могу объяснить смысл
выражений , утверждений, формулировок ;
- могу прочитать и понять прочитанное, найти нужную
информацию ;
- умею пользоваться приёмами описания и рассуждения ,
в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
- умею пользоваться логическими операциями : выполнять
операции группировки , систематизации и классификации ,
сопоставления и сравнения , анализа и обобщения ;
умею выделить главное , найти сходства и различия ,
подвести под понятие ;
• могу установить связи и сделать вывод ;
Итоговая оценка: инструментарий
предметные результаты
Накопленная
оценка
Итоговые
работы
+
Письменные
или
письменные
с устной
частью
Творческие
Оценка качества образования:
метапредметные результаты
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
познавательные
чтение
коммуникативные
регулятивные
мацией: поиск,
запись, восприятие
в т.ч. средствами
ИКТ
ИКТ
т.ч. с опорой на ИКТ
взаимодействии
проектно
-исследов.
деятельн .
моделей, знаков
и символов,схем
рации: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, класси-
фикация, обобще-
ние, подведение
под понятие, ана-
логия, суждение
Оценка по
результатам
выполнения
Оценка в
процессе
выполнения
Оценка качества образования, НШ:
метапредметные результаты: инструментарий
Групповой проект
материалы целенаправ-ленных наблюдений
Комплексные работы на межпредметной
основе:
- работа с текстом
- решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем
рабочие материалы групп
Работа в группе:
- саморегуляция
- сотрудничество
- коммуникация
- использование ИКТ
- презентация или иные материалы
- результаты взаимооценки (голосование)
- лист планирова-ния и продвиже-ния по заданию
1-3 урока
Первая часть
1 урок
Важнейшие факторы, влияющие на достижение более высоких результатов:
- развитие познавательной активности учащихся,
- развитие навыков смыслового чтения,
- участие детей в учебной проектной и исследовательской деятельности,
- интеграция ИКТ в учебный процесс и использование ИКТ учащимися
НЕКОТОРЫЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ УЧЕБНИКОВ «Школа России» по формированию УУД
РАБОТА С ШМУЦТИТУЛАМИ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ . В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.
ЧТЕНИЕ 1 ЧАСТЬ 2 КЛАСС
1. Метапредметные . Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Мой вопрос. Будет ли теперь убивать старик медведей?
Личностные. Развитие этических чувств, развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Я его задала на окружающем мире в качестве мотивации к уроку «Будь природе другом»
2. Предметные . Использование разных видов чтения – выборочное.
3. Метапредметные . Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с познавательными и коммуникативными задачами.
4. Метапредметные . Овладение логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждений.
5. Метапредметные. Признавать различные точки зрения и аргументировать свою точку зрения.
6. Предметные . Делить текст на части, пересказывать содержание.
7. Предметные . Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КРУЖОК «ЗНАТОКИ» По программе Пахомовой «Проектная деятельность»
Л. Готовность и способность обуч к саморазвитию.
М.Р . Целеполагание . Формулировать и удерживать учебную задачу. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Планирование. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Определять последовательность промежуточных целей и соответ им действий с учетом конечного результата.
Прогнозирование. Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль . Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.
Коррекция. Вносить необходимые коррективы в действия после их завершения на основе его оценки.
Саморегуляция . Концентрация воли, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные. Групповая работа.
Познавательные. Знаково-символические, информационные.