СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" может быть использована на уроках литературы в 7 классе при изучении повести Гоголя "Тарас Бульба".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"".»

МБОУ «СШ № 36 им. А.М.Городнянского» г. Смоленска Запорожское казачество в  повести Н.В. Гоголя  «Тарас Бульба»   Презентацию подготовил Пчеленок Вячеслав- ученик 7-в класса Руководитель Лютикас Н.П.

МБОУ «СШ № 36 им. А.М.Городнянского» г. Смоленска

Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Презентацию подготовил Пчеленок Вячеслав-

ученик 7-в класса

Руководитель Лютикас Н.П.

Цель работы над проектом Гипотеза ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ прочтение произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ИЗУЧЕНИЕ исторической эпохи, изображенной в этом произведении, БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ТВОРЧЕСКОМУ ПОДХОДУ К УСВОЕНИЮ литературных ЗНАНИЙ, ПРИВИТИЮ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ языку, к истории нашей страны. Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по работе с текстом, различными словарями, интернетом. В связи с поставленной целью необходимо оформить материал в виде презентации, подготовить иллюстрации к ней. Итоговый продукт проекта - презентация под названием «Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Цель работы над проектом

Гипотеза

  • ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ прочтение произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ИЗУЧЕНИЕ исторической эпохи, изображенной в этом произведении, БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ТВОРЧЕСКОМУ ПОДХОДУ К УСВОЕНИЮ литературных ЗНАНИЙ, ПРИВИТИЮ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ языку, к истории нашей страны.
  • Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по работе с текстом, различными словарями, интернетом. В связи с поставленной целью необходимо оформить материал в виде презентации, подготовить иллюстрации к ней.
  • Итоговый продукт проекта - презентация под названием «Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»
Задачи  Изучить быт и нравы казаков, населяющих Запорожскую Сечь. Составить представление о месте обитания запорожских казаков. Подобрать необходимый иллюстративных материал по исследуемой теме.

Задачи

  • Изучить быт и нравы казаков, населяющих Запорожскую Сечь.
  • Составить представление о месте обитания запорожских казаков.
  • Подобрать необходимый иллюстративных материал по исследуемой теме.
Так вот она Сечь! Вот то гнездо,  откуда вылетают все те гордые  и крепкие, как львы! Вот откуда  разливается воля и казачество на всю Украйну!

Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!

Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства .

Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства .

Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов. Войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов. Войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

Гоголь рисует идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести.

Гоголь рисует идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести.

Основную часть казачества составляли беглые крестьяне, искавшие в незаселенных «диких полях» и на днепровских порогах спасения от польских и украинских магнатов. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожская Сечь, а себя – запорожскими казаками.

Основную часть казачества составляли беглые крестьяне, искавшие в незаселенных «диких полях» и на днепровских порогах спасения от польских и украинских магнатов. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожская Сечь, а себя – запорожскими казаками.

Устройство Сечи было простым. В центре располагалась площадь с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, рядом находились несколько десятков длинных хат (куреней). Здесь же стояла военная пушкарня, где хранилось оружие, военное хранилище для булавы, бунчука, знамен, денег и другого казацкого имущества.

Устройство Сечи было простым. В центре располагалась площадь с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, рядом находились несколько десятков длинных хат (куреней). Здесь же стояла военная пушкарня, где хранилось оружие, военное хранилище для булавы, бунчука, знамен, денег и другого казацкого имущества.

Внутренний кош представлял собой крепость в виде правильного круга. Вокруг крепости был насыпан вал с каменными башнями. Со стороны степи на валу стоял частокол с башнями для стрельбы.

Внутренний кош представлял собой крепость в виде правильного круга. Вокруг крепости был насыпан вал с каменными башнями. Со стороны степи на валу стоял частокол с башнями для стрельбы.

Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки.

Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки.

Все должностные лица коша избирались открытым голосованием на общей раде (совете) с участием всех казаков и из их числа сроком на один год. Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган.

Все должностные лица коша избирались открытым голосованием на общей раде (совете) с участием всех казаков и из их числа сроком на один год. Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган.

Главным на Сечи был кошевой атаман. Символ власти кошевого атамана — булава.

Главным на Сечи был кошевой атаман.

Символ власти кошевого атамана — булава.

Курень (строение) представлял собой просторный, сплетенный из хвороста шалаш, покрытый сверху лошадиными шкурами, в котором и проживали все казаки этого же куреня , как войсковой единицы.

Курень (строение) представлял собой просторный, сплетенный из хвороста шалаш, покрытый сверху лошадиными шкурами, в котором и проживали все казаки этого же куреня , как войсковой единицы.

. .. Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны. Н. Гоголь.

. .. Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны.

Н. Гоголь.

Существовали определенные ограничения по возрасту- детей в войско не записывали, хотя на саму Сечь могли принять даже десятилетнего ребенка. Однако в войско зачислялись только те, кому исполнилось 20 лет.

Существовали определенные ограничения по возрасту- детей в войско не записывали, хотя на саму Сечь могли принять даже десятилетнего ребенка. Однако в войско зачислялись только те, кому исполнилось 20 лет.

В мирное время пьянство на Сечи не возбранялось, однако при объявлении военного положения и в походе за употребление спиртного полагалась смертная казнь.

В мирное время пьянство на Сечи не возбранялось, однако при объявлении военного положения и в походе за употребление спиртного полагалась смертная казнь.

Единой формы одежды у запорожцев не было. Рубашка, штаны, свитка и шапка - вот , пожалуй, и вся казацкая одежда. Кое-кто, побогаче, носил еще кобеняки и кереи .

Единой формы одежды у запорожцев не было. Рубашка, штаны, свитка и шапка - вот , пожалуй, и вся казацкая одежда. Кое-кто, побогаче, носил еще кобеняки и кереи .

Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.

Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.

Законы были малочисленными, но жестокими. За воровство: назначалось публичное наказание. За неуплату долга: должника привязывали к пушке и держали до тех пор, пока кто-нибудь не выкупал казака, выплатив его долг. За убийство: убийцу заживо закапывали в землю вместе с убитым.
  • Законы были малочисленными, но жестокими.
  • За воровство: назначалось публичное наказание.
  • За неуплату долга: должника привязывали к пушке и держали до тех пор, пока кто-нибудь не выкупал казака, выплатив его долг.
  • За убийство: убийцу заживо закапывали в землю вместе с убитым.
Чем занимались казаки вне войны   Традиционным занятием казаков являлось землепашество. Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом. Особенно в рядах казаков было развито коневодство. Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов. Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.

Чем занимались казаки вне войны

  • Традиционным занятием казаков являлось землепашество. Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом. Особенно в рядах казаков было развито коневодство. Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов. Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.
Есаул  - средний офицерский чин в казачьих войсках Бусурман  - иноверец, иноземец Смутно  - печально Курень  - шалаш, в котором жили запорожцы Рада  - совет Казан  - котёл Хорунжий  - знаменосец
  • Есаул - средний офицерский чин в казачьих войсках
  • Бусурман - иноверец, иноземец
  • Смутно - печально
  • Курень - шалаш, в котором жили запорожцы
  • Рада - совет
  • Казан - котёл
  • Хорунжий - знаменосец

Кто может быть казаком? Свободный, Холостой, Православный, Владеющий малорусским наречием, Присягнувший русскому царю, Прошедший обучение  в Сечи «казацкому рыцарству»

Кто может быть казаком?

  • Свободный,
  • Холостой,
  • Православный,
  • Владеющий малорусским наречием,
  • Присягнувший русскому царю,
  • Прошедший обучение

в Сечи «казацкому рыцарству»

Список литературы   Н. В. Гоголь. Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 2.второй. М., Издательство Академии наук СССР, 1951 Комментарии // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [ В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [ М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952. Януш Тазбир. «Тарас Бульба» — наконец по-польски.     В. Жаботинский. Русская ласка Г. Федотов Новое на старую тему   Елена Иваницкая. Чудовище   Григорий Яковлев. Изучать ли в школе «Тараса Бульбу»?

Список литературы

  •   Н. В. Гоголь. Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 2.второй. М., Издательство Академии наук СССР, 1951
  • Комментарии // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [ В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [ М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952.
  • Януш Тазбир. «Тарас Бульба» — наконец по-польски.

 

  •   В. Жаботинский. Русская ласка
  • Г. Федотов Новое на старую тему
  •   Елена Иваницкая. Чудовище
  •   Григорий Яковлев. Изучать ли в школе «Тараса Бульбу»?