Драматизация = театрализация = инсценировка
Прежде чем обратиться к методике театрализации (драматизации) рассмотрим определения этих терминов.
«Театрализация - приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств. Театрализация романа» [Толковый словарь Ушакова 2012].
«Драматизация - действие по глаголу драматизировать. Драматизация рассказа Чехова "Хирургия". Приемы драматизации литературных произведений в школе (педаг.)» [Толковый словарь Ушакова 2012].
«Драматизировать 1. Переложить (перелагать) какое-нибудь произведение в драматическую форму. 2. Представить (представлять), разыграть (разыгрывать) что-нибудь в лицах [Толковый словарь Ушакова 2012].
Как мы видим, в качестве педагогического термина Д.Н. Ушаков использует слово «драматизация», однако на современном этапе педагоги - исследователи чаще используют слово театрализация (поскольку оно имеет более широкое значение). Термин «драматизация» сегодня тесно связан с исполнением роли либо театральным представлением, «театрализация» же включает в себя, помимо собственно спектакля комплекс различного рода игр.
На современном этапе театрализация превращается в один из дидактических приемов, используемых при освоении материала планомерно (на каждом занятии или с четкой периодичностью). Особенно эта тенденция заметна при преподавании творческих учебных дисциплин либо при обучении студентов творческих специальностей.
Новые цели, которые ставит перед собой современное образование, вызывают повышенный интерес педагогов к интерактивным технологиям в обучении. Одной из таких технологий и является использование ролевых, деловых и театрализованных игр. Прежде всего, образованный человек должен быть самостоятельным, инициативным, активным в профессиональной деятельности. Кроме того, он должен быть способен к самообучению и генерированию нового знания. Все эти установки могут быть воплощены в жизнь, когда обучаемый пробует себя в роли актера.
Сегодня метод театрализации активно используется на всех уровнях образования, как за рубежом, так и России. На каждом этапе образования прием театрализации используется в разных объемах, разными средствами и служит для достижения различных задач.
Театрализованная деятельность на раннем этапе развития позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка. Среди задач театральной педагогики в дошкольных и внешкольных учреждениях можно отметить:
1.воспитание творческой направленности личности;
2.развитие творческого воображения;
3. формирование ассоциативного мышления.
4. развитие речи
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Актерская игра способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая способности к адаптации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию успешности, что чрезвычайно важно для развития гармоничной личности.
Театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им литературного произведения. Участие в игре создает благоприятные условия для развития чувства коллектива, партнёрства.
В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.
В процессе участия в театрализованных играх ребенок педагог может способствовать развитию речи ребенка. Игра помогает развивать речевое дыхание, чёткую дикцию и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, а также пополнять словарный запас (путем произнесения скороговорок, заучивания пословиц, стихов, сказок и рассказов).
Следующим этапом образования является обучение в школе. Здесь у педагога появляются новые задачи, как общие, так и частные, связанные со спецификой преподаваемой дисциплины.
Драматизация охватывает разные аспекты художественной деятельности: выбор репертуара, создание сценариев, сценическую речь, сценическое движение, изготовление костюмов, декораций, реквизита и т.д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования у обучаемых этических и эстетических ценностей.
В. В. Вартанова выделяет целый комплекс компетенций, развитию которых способствует театральная деятельность в педагогике (для профессионального образования):
«Театральная деятельность:
- способствует высвобождению внутренних ресурсов личности и соединению профессиональных знаний с речевой культурой и возможность быть понятым и услышанным в полной мере;
- способствует формированию автономности студентов;
- развивает умение управлять своими видениями, держать во внимании воображаемый объект, общаться с ним, эмоционально реагируя на образы представления и воображения;
- развивает выразительность, мимику, пластику, интонацию;
- развивает выразительные способности;
- развивает двигательные функции и идеомоторную координацию;
-развивает образное мышление;
- развивает творческое воображение;
-развивает способности мыслить действенными и событийными категориями;
- развивает способность к выявлению осведомленности в области смежных профессий;
- развивает умение управлять своим эмоциональным состоянием;
- снимает мышечные и психологические зажимы;
- помогает овладению навыков: правильного дыхания, голосообразования, четкой дикции, литературного произношения и законов логики речи;
- развивает умение передавать собственное позитивное отношение к окружающим;
- развивает способность к позитивному оцениванию своих склонностей и возможностей». [Вартанова 2008, 1-2]
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые игры, диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки» [Артемова 1990, 24 ].