УДК 37.02:373
ПРИЁМЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК», «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
М.М. Прокопчик
ГУО «Средняя школа №28 г. Гродно» (Республика Беларусь, 230008, г. Гродно, ул. Брикеля, 11; e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлен пример научно-исследовательской работы, содействующей экологическому воспитанию учащихся, приводятся результаты выполнений заданий творческого характера, включающих написание стихотворений, эссе и др. на уроках русской литературы.
Ключевые слова: экологическое воспитание, научно-исследовательская деятельность, творческие задания, литература.
Формирование экологической культуры – это составная часть нравственного и эстетического воспитания, без этого не мыслится интеллигентная личность, и уроки русского языка и литературы играют здесь не последнюю роль, поэтому они проводятся в русле экологизации предмета.
Но решение проблемы развития современной экологической личности невозможно лишь традиционными приемами и методами школьного обучения, поэтому организую с учащимися научно-исследовательскую деятельность. Считаю её важным этапом в выявлении возможностей учащихся работать над решением научных (в том числе экологических) вопросов в проектно-исследовательском режиме.
В качестве примера можно привести научно-исследовательскую работу учащейся 7 класса «Художественное своеобразие образа природы в военной прозе В. Быкова, К. Воробьёва, О. Ермакова». Инновационный литературоведческий материал работы, основанный на анализе образов природы, тесно связан с их содержательной значимостью: в многовековой культуре человечества укоренено представление о благости и насущности единения человека с природой, об их глубинной и нерасторжимой связи. Природа в повестях В. Быкова, К. Воробьёва, О. Ермакова — зеркало человеческой души, чувств, перенесенных в пейзаж. Она не просто украшает повествование, но является живым участником происходящего, передает накал внутренней борьбы, победу человеческой воли над страхом, над инстинктом самосохранения, помогает исследовать нравственный потенциал человека.
Данная работа была представлена на районном этапе научно-практической конференции учащихся и студенческой конференции ГрГУ имени Я. Купалы “Наука-2018”, награждена дипломами. Публикация по работе размещена в республиканском сборнике научных статей учащейся молодежи "Первый шаг в науку" (2018, выпуск №13).
Большую роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Здесь важное место занимают написанные учащимися сочинения и стихотворения: в них отражается внутренний мир ребёнка, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни.
Приведу отрывок из школьного сочинения-эссе учащейся 8 класса на экологическую тему: «Прекрасна и неповторима природа в своём разнообразии. Человек – неотделимая от неё часть. Он, как и всё, что его окружает, появился на земле благодаря природным силам, их многовековому развитию. Только в единении с природой человек может существовать – жить. Природа настолько удивительна и уникальна, что человек, изучая её, обогащает себя духовно, наполняет свою душу добротой и любовью»…
Написанная учащейся 7 класса «Сказка про огонь, про лес», затрагивающая проблемы экологии и безопасности, по итогам городского тура Республиканского конкурса «Спасатели глазами детей» заняла 1 место.
Сочиняют также учащиеся стихотворения по своим личным наблюдениям, делая необыкновенные маленькие открытия в природе.
Примером тому является отрывок из стихотворения учащейся 7 класса, опубликованный на сайте областного отделения союза писателей Беларуси:
Ты загляни через окно в декабрь –
Пейзажи там нарисовал мороз:
Сугробы, ель, уснувшая река
И сталактиты из замёрзших слёз.
И в этой белоснежной тишине
Узоры оживают на окне:
Метель вступает вновь в свои права
И вяжет для деревьев кружева…
Творческие работы учащихся позволяют судить о том, что молодое поколение неравнодушно к своему будущему, в котором ему предстоит жить, а литература была и будет важным инструментом нравственности, человеческого отношения ко всему живому.
Мы рассмотрели только некоторые направления в работе над экологизацией образования. Наше неравнодушие к этой проблеме позволяет нам надеется, что литература поможет воспитать не равнодушного человека, а активного защитника природы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 280 с.
2. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. – М : Смысл, 2000. – 456 с.